Светлана Леонидовна Гордеева
Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс на тему: «Логико-математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста».
Педагог: Гордеева Светлана Леонидовна, воспитатель первой квалификационной категории.
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.
Публикация «Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Раздаточный материал: таблицы образовательных задач по математическому развитию детей (по возрастам, дидактические игры, «Памятки для воспитателя».
Актуальность темы.
Дошкольный возраст – это период, когда главный вид деятельности малыша – это игра. В игре легче усваиваются знания, умения и навыки, поэтому все занятия должны быть организованы в игровой форме. Ребёнок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребёнка необходимо готовить к будущему обучению. Интеллектуальное развитие ребё нка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В этом возрасте дети должны использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, т. к. математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Таким образом, за два-три года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника.
По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, сделала выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных разнообразных дидактических игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Кружок называется «Весёлая математика». Проводимая работа по организации кружка дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
В прошлом году я составила программу с аналогичным названием.
Цель программы:
Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста и обеспечение качественной подготовки детей к школе.
Задачи:
Развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Развивать речь ребенка, конструктивные способности.
Способствовать развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.
Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений:
Игры с цифрами и числами;
Игры путешествие во времени;
Игры на ориентировку в пространстве;
Игры с геометрическими фигурами;
Игры на восприятие параметров величины;
Игры на логическое мышление.
Применение дидактических игр:
Повышает эффективность педагогического процесса;
Способствуют развитию памяти, мышления;
Влияют на умственное развитие ребёнка.
Организация развивающей среды.
Знания, полученные в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание уделила созданию предметно-развивающей среды, что стимулирует развитие самостоятельной познавательной активности каждого ребёнка, так как позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания, игры для самостоятельной работы.
В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры : разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, счётные палочки, блоки Дьенеша, математические планшеты и т. д.
Практическое занятие с участниками мастер – класса по использованию развивающих математических игр.
Уважаемые педагоги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактические игры с математическим содержанием, которые я использую в своей работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
1. Игра-тренажёр со шнуровкой – для детей от 3 до 7 лет.
Цель игры: развитие у детей сенсомоторной координации, пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, наглядно-образного мышления, усидчивости, мелкой моторики рук, а также пополнение и обогащение словарного запаса.
Материал: в состав игры входят развивающие рамки, шнуровки, верёвочки, ленточки разного цвета, длины и толщины.
Содержание игры (краткая аннотация) : ребёнок выбирает понравившуюся развивающую рамку. Используя разные по цвету и толщине верёвочки, шнурки, ленточки, он завязывает их, развязывает, продевая шнурок в ушко кольца. Старшие дошкольники могут не только последовательно продевать шнурки через кольца, но и выполнять более сложные виды шнуровок (крест-накрест, косичкой, учиться завязывать бантики (например, игровое упражнение «Собери бабочку на праздник»). Дополнительно можно сделать предметы или детали, которые малыш будет привязывать (например, яблоки ёжику). По ходу игры можно закреплять счёт.
Забавные красочные персонажи, оформленные аппликацией (улитка, паук, божья коровка, бабочка, ёжик) без труда сделают обучение ребёнка радостным и увлекательным.
Во время игры старайтесь задавать ребёнку как можно больше вопросов, чтобы стимулировать его речевую деятельность. Можно сопровождать художественным словом (загадками, стихами).
Загадки про божью коровку для маленьких детей начинаются с первого знакомства с ней со стишка: “Божья коровка лети на небо, там твои детки кушают конфетки”. Иногда ещё добавляют: “Всем по одной, а тебе ни одной”. А старшим дошкольникам можно загадать загадку или выучить стихотворение.
Игры, побуждающие ребёнка манипулировать тонкими верё вочками и шнурками: завязывать, развязывать, привязывать активно тренируют мелкую моторику рук, что является важнейшей составляющей его физического и интеллектуального развития.
2. Развивающая многофункциональная игра «Волшебный круг».
Для детей от 3 до 7 лет.
Цель игры: Закрепление математических и сенсорных представлений (величина, форма, цвет, количество) и звукобуквенного анализа. Развитие внимания, зрительного восприятия, сообразительности, мыслительной операции, мелкой моторики рук.
Материал к игре: круг и вкладыши с набором карточек (в данном случае цифры и геометрические фигуры).
Рекомендации: Наборы карточек можно использовать для игр «Найди лишнее», «Соедини букву с картинкой», «Соедини количество с числом», «У какого предмета такой же цвет?», «Найди предмет такой же формы».
В зависимости от цели игры и возраста детей набор карточек может меняться.
3. Дидактическая игра «Математические цветочки».
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышление; закрепление цветов спектра.
Материалы к игре: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.
Игровые действия:
Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с цифры 1.
Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием. Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.
Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших.
4. Игра «Математическая рыбалка».
Игра предназначена для детей подготовительной группы.
Цель игры:
1. Закрепить у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание. Развивать внимание и сосредоточенность.
2. Словарная работа: учить отвечать на вопросы ведущего точным ответом, используя личные местоимения.
Ход игры:
Детям раздаются макеты ведерок с цифрами. Ведущий достает из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задает вопросы. Ответы должны быть построены соответственно заданному вопросу.
Например:
Вопрос: Это чья рыбка?
Ответ: Это моя рыбка.
Вопрос: Кому достанется эта рыбка?
Ответ: Эта рыбка достанется мне.
Вопрос: В чье ведро попадет эта рыбка?
Ответ: Эта рыбка попадет в мое ведро.
Вопрос: Эта рыбка из чьего ведра?
Ответ: Эта рыбка из моего ведра.
Дети должны мысленно составить ответ на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше. Аналогично можно сделать игру «Собери яблочки в корзинку» или «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок».
Заключение: Использование дидактических и логико-математических игр помогает педагогу интересно и ненавязчиво закрепить у детей полученные знания, умения, навыки. В игру ребёнок включается с охотой и с желанием.
Развитие познавательных способностей являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.