Екатерина Буркова
Консультация «Музыкальный руководитель XXI века»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель XXI века
Кто он, музыкальный руководитель XXI века! Какими качествами личности, профессиональными компетенциями должен обладать, какие знания иметь и какими способами их донести до ребенка, какую завесу тайного в музыке, искусстве приоткрыть?
Публикация «Консультация „Музыкальный руководитель XXI века“» размещена в разделах
Цель работы музыкального руководителя ДОО - воспитание духовно обогащенной, гармонично развитой личности. Проектировать будущее, закладывать будущее - педагогическая миссия, предназначение, и если хотите даже смысл существования педагога так такового.
Последние годы в гражданском обществе и педагогических кругах с пристрастием обсуждается вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, воссоздания утерянных духовно-нравственных ценностей.
Кто или даже что сегодня воспитывает маленького человека? Откуда он черпает жизненные ценности?
Нынешнее столетие ознаменовано как век информационных технологий, компьютеризации, мир сегодня переживает переход "индустриального общества" к "обществу информационному". Глобальное пространство сети Интернет это инструмент для поиска новых знаний, но в худшем случае процесс поиска превращается в "блуждание в темном царстве" штампованных псевдоценностей. Каждый ребенок погружен в свою уникальную жизненную среду: его семья, дом, друзья, которые оказывают влияние на формирование личности.
Маленький Моцарт жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать. Окружающая среда — это мощный фактор развития и воспитания растущего человека. Таким образом, важным моментом является создание для ребенка уникальной образовательной среды и условий, методов и подходов. Образовательная среда сегодня является одним из ключевых факторов развития и образования ребенка и немаловажно, как она будет организована и оснащена.
Как же педагогу перекинуть этот мостик между эпохами? Между образцами классического искусства прошлых столетий и сегодняшним днем, с новыми, иногда даже на первый взгляд непонятными формами и видами современного искусства? Как заинтересовать ребенка, мотивировать, увлечь, обратить внимание, на те вещи которые не окружают в повседневной жизни? Ответ очевиден - нужны новые формы в педагогике, которые соответствуют времени и продиктованы самим временем. Какие формы и методы выбрать педагогу? Сегодня идет поиск эффективных современных технологий, психолого-педагогических подходов в образовании.
Педагоги, равно как и родители, наделены миссией: подарить ребенку чудесный мир - природы, вещей, людей, приобщить к культурным и нравственным ценностям. Перед музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении стоит задача открыть мир прекрасного ребенку, этому хрупкому существу, который делает первые шаги в этом мире.
Особое место в системе работы музыкального руководителя занимают ТРИЗ- технологии в обучении дошкольников: игры, занятия и задания способные увеличить эффективность образовательной программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. ТРИЗ-технологии позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход естественным образом, что актуально в контексте ФГОС ДО.
Компьютерные технологии необычайно расширили возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальный руководитель, использует информационно-коммуникативные технологии, имеет дополнительную возможность передачи детям аудиовизуальной информации. Музыкальные занятия с применением компьютерных технологий усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению материала. На таких занятиях дети более активны, музыкальное занятие становится более содержательным, ярким, гармоничным и результативным. Важным аспектом в работе музыкального руководителя становится владение компьютерными программами для работы с аудио и видео редакторами для создания презентаций, фильмов.
Незабываемые яркие эмоции и впечатления дошкольники получают, встречаясь с интересными людьми. Такие встречи ребенок запомнит на долгие годы. "Уроки мужества" ветеранов ВОВ, мастер-классы по нетрадиционному рисованию профессиональных художников, выступления классических музыкантов, артистов балета, оперных певцов, постановка спектаклей, костюмированных представлений театральными деятелями.
Современный детский сад не может успешно развиваться без сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с государственными структурами, органами опеки и попечительства, Советами ветеранов, общественными организациями, благотворительными фондами, взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры, общеобразовательными и музыкальными школами, детскими садами, театрами, библиотеками, городскими парками, выставочными центрами, физкультурно-оздоровительными комплексами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения способствует повышению качества образования в целом, формирует устойчивую систему ценностей ребенка, способствует успешной социализации личности дошкольника.
Не менее важным аспектом деятельности музыкального руководителя является взаимодействие с семьями воспитанников. Учитывая тот факт, что музыкальный руководитель непосредственно не взаимодействует с родителями (законными представителями) в рамках образовательного процесса, то необходимо устраивать совместный досуг, посещать музеи, выставки, концерты, спектакли, устраивать тематические вечера в детском саду, чаепития, конкурсы, мастер-классы, где происходит неформальное общение, совместного сотрудничества, обмена опытом, интересными идеями. Сегодня родители это не «сторонние наблюдатели», а «активные участники» образовательного процесса.
Благодаря такому сотрудничеству и сотворчеству, родители начинают по-другому понимать значение совместной работы семьи и детского сада. Некоторые родители, как и их дети, стали более эмоциональными, раскрепощенными, творческими. Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте – от рождения и до шести лет.
Итак, как же педагогу соответствовать времени? Как быть актуальным, модным, современным, интересным, динамично развивающимся педагогом, а значит и тем педагогом, который способен повести за собой ребенка, стать примером для подражания?
Педагог должен сам быть как объект исследования для ребенка - педагог - исполнитель на скрипке, флейте, педагог - актер в театральной пантомиме, костюмированном представлении. Музыкальный руководитель должен научиться сам существовать в современном контексте жизни, создавать инновационное образовательное пространство, способствовать поддержке детской инициативы.
Необходимым и важным считаю посещение концертов, театров, музеев, выставок, где ребенок, соприкоснется с "живым" искусством, сможет погрузится в новую образовательную интерактивную среду.
Педагогический поиск - основное средство работы с детьми. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, найти необходимые знания, на вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, целесообразно наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать те или иные открытия. Организуя воспитательный процесс посредством включения дошкольников в разнообразные инструментованные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности дошкольника в воспитательном процессе. И тогда будут появляться новые современные гениальные личности - ученые, деятели искусства.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12.
3. Страунинг А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие - Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. -204 с.
4. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в
современном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.