Людмила Кудрявцева
Конспект занятия «Мозаика чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мозаика чудес»
В интеграции: «Социально-коммуникативным», «Художественно-эстетическим», «Речевым», «Физическим».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.
Цель НОД: Расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия.
Формировать представления о вулканах.
Публикация «Конспект занятия „Мозаика чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Подводить детей к ответу полными предложениями.
Формировать умение делать открытия и устанавливать причинно-следственные выводы.
Обогащать словарный запас новыми понятиями: кислота, йодовая вода, реакция взаимодействия материалов
Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты Формировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, используя воображение.
Развивающие:
Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;
Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Развивать умение делать умозаключения
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Педагогические технологии:
Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, взаимодействие со сверстниками и взрослым).
ИКТ (презентация).
Личностно-ориентированная.
Игровая (игра-путешествие, сюрпризные моменты)
Материалы и оборудование:
колокольчик, тайное письмо, йодовая вода, кисточки, салфетки, макет горы, презентация «вулкан», окрашенная вода, сода и лимонная кислота в мерных стаканчиках, пруд с лилиями, бумажные закрытые лилии, картинка поля с одуванчиками, стаканчики с желтой окрашенной водой по количеству детей, жидкое мыло, коктельные трубочки, фломастеры, альбомного листа тонированная зеленым цветом, звукозаписи: звуки леса, звук вулкана, у пруда.
Методы и примы:
наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).
словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).
практический (экспериментирование - элементарные опыты).
сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие) Организационный момент, начало занятия.
(установка эмоционального контакта)
Ход занятия
Воспитатель стоит и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается, И ребята вокруг собираются, Собрались все дети вкруг, Ты мой друг и друг, Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Здравствуйте, ребята. Поднимите, пожалуйста, руки, кто любит волшебство, фокусы и чудеса? А хотите сами научиться творить чудеса?
Тогда закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди!
(организация пространства) (достает письмо, оно накрыто платком, письмо написано лимонным соком) Воспитатель удивляется.
Ух, ты, что за послание?
Давайте посмотрим (вертит письмо) это какой - то чистый лист.
Я ничего не вижу.
А, вы, дети? (ответ детей) Ну и что это может быть? (ответ детей) А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
(Создание ситуации для выполнения поставленной задачи)
Эксперимент 1.
А случайно не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма? ( ответ детей: лимоном и молоком) А чтобы прочитать письмо, написанное молоком, что для этого нужно сделать?
(ответ детей поддержать над лампой) Вот сейчас проверим. Ничего не видно. Может тогда письмо написано лимонным соком? А как проверить? ( ответ детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо) Вот есть у нас такая водичка. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодной водичкой).
Появляется рисунок (тропинка, ведущая в горы, к пруду и цветочной поляне) Воспитатель выражает восторг.
Посмотрите: проявляется что-то. (Ответ детей при рассматривании рисунка) Воспитатель - оказывается ребята это не письмо, а приглашение, так давайте отправимся с вами сейчас в горы. Идем?
Дети идут, звучит музыка звуки леса.
А вы знаете, ребята, там, где очень много камней, образуются горы.
Я хочу рассказать, вам ребята одну легенду, хотите послушать?
Художественное слово Жил на свете богатырь по имени Вулкан, и нравилось ему кузничное дело.
Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. Из отверстия горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. Такие огнедышащие горы стали называть вулканами.
(Создание ситуации для выполнения поставленной цели) Ребята, а вы, что-нибудь знаете о вулканах? (ответ детей) Вот так выглядит настоящий вулкан Презентация «Вулкан»
Ребята вы хотите запустить вулкан? (ответ детей). (Организация пространства) Тогда подойдите каждый к нашей горе.
Дети подходят к столу с макетом горы.
Внимательно посмотрите и скажите, что нам понадобится для того, чтобы запустить вулкан? (Посмотреть алгоритм проведения опыта) ( Ответ детей: вода, сода, лимонная кислота) Правильно, сода- щелочь, лимонная кислота – кислота, с этими, компонентами обращаться надо аккуратно, На вкус пробовать нельзя, чтобы правильно провести опыт необходимо точно действовать согласно схеме, а также соблюдать правила безопасности.
Опыт 2 «Вулкан»
Насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия, столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь высыпаем лимонную кислоту, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.
Что мы с вами сейчас наблюдали? ( ответ детей: извержение вулкана) Как вы думаете, почему произошло извержение? (ответ детей) Вывод: При соединении щелочи (соды) с кислотой выделяется огромное количество углекислого газа, который вырывается наружу в виде раскаленной лавы.
Ой, какие вы умные, внимательные, настоящие ученые. Но нам пора.
Дети идут дальше (музыка звуки у пруда) (организация пространства)
Воспитатель:
Мы шли, шли. И к озеру пришли.
В прозрачной дымке качаются кувшинки.
Посмотрите, какая красота! Ой, а эти кувшинки не раскрылись?
Давайте, ребята, потихоньку опустим кувшинки в воду и посмотрим, что с ними произойдет?
Опыт 3.
Дети опускают кувшинки в озеро. Посмотрите, что происходит? ( ответ детей: кувшинки раскрываются, А как вы думаете, почему они раскрываются? (Ответ детей) похвала детей.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Ну что, отправляемся дальше? Подходят к полянке с цветами. Как много цветочков!
Художественное слово Капли солнца спозаранку появились на полянке. Это в желтый сарафанчик нарядился (одуванчик).
Ребята, скажите, а можно рвать цветы? (ответы детей). Правильно, если все станут рвать цветы, то на земле не останется такой красоты!
Какие красивые цветочки похожи на маленькие солнышки! А красивые цветочки любят красивые бабочки. Давайте полетаем над цветочками!
Физкультминутка
Воспитатель предлагает нарисовать много одуванчиков.
Чтобы нарисовать цветы, что нам для этого понадобится? (Ответ детей) Молодцы! Все это правильно.
Но занятие у нас с вами необычное, чудесное, и я хочу вам предложить один необычный и интересный способ – рисования пеной.
Хотите попробовать. (Ответ детей) (организация пространства) Ребята, а кто знает, как приготовить мыльную пену? (Ответ детей) Правильно. Чтобы пена получилась наверняка. В сосуд с окрашенной водой добавим несколько капель жидкого мыла, затем взобьем раствор палочкой, чтобы образовалась пена. А чтобы мыльной пены стало много надо подуть в нее через трубочку, а потом приложить к пене лист бумаги, получится изображение, которое напоминает одуванчик.
Ну, что будем рисовать одуванчик. (Ответ детей) (создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Тогда приступим, только не забывайте о правилах безопасности: воду через трубочку пить нельзя, а потихоньку дуть в воду. А чтобы не ошибиться вам поможет схема последовательности выполнения рисунка. (воспитатель обращает внимание на схему и поочердно спрашивает у детей о последовательном выполнении задания) Дети рисуют одуванчики (звучит музыка леса) (анализ занятия, закрепление, ответы детей) Да, ребята, сколько на нашей матушке земле всего таинственного неизведанного.
А вы хотите узнать еще больше? (Ответ детей) У меня есть для вас подарок картотека опытов.
Эти эксперименты и опыты, помогут вам узнать много нового и интересного.
Смотрите, читайте, учитесь. Спасибо за занятие, всего вам доброго!