Елена Ануфриева
Опыт работы «Морфологическая таблица ТРИЗ при знакомстве со звуками»
▼ Скачать
2 слайд. Что же такое ТРИЗ – Теория Решения Изобретательных Задач. Это педагогическая технология, ориентированная на развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.
Всем хорошо известно, что звуки речи мы можем лишь услышать и произнести, а детишкам почему-то очень хочется их увидеть.
3 слайд. Что ж, пусть смотрят. Мы превратим звуки речи в сказочных звуковых человечков, 4 слайд. которые живут в воображаемой речевой стране "Звукляндии".
Публикация «Опыт работы „Морфологическая таблица ТРИЗ при знакомстве со звуками“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
5 слайд. Всё, что будут чувствовать и как себя вести человечки, мы запишем в морфологическую таблицу, целью которой является развитие фонематического восприятия у дошкольников.
6 слайд. Задачи морфологической таблицы - создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, коррекция психофизических функций (операции сравнения, классификации, обобщения).
Работа с морфологической таблицей делится на несколько этапов:
• знакомство с речевыми звуками; характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
• обозначение звука буквой;
• обозначение звуков цветовыми символами; знакомство с понятиями гласный и согласный звуки; со слогообразовательной ролью гласных звуков;
7 слайд. Дети знакомятся со Звуковыми человечками, которые поначалу выглядят все одинаково, определяют, как их зовут (например, выделяя первый гласный звук [у] из начала слова : у-у-утро, у-у-утка, у-у-уж, у-у-улитка, узнают, что человечка зовут У, и путешествуют с ним по стране Звукляндии.
8 слайд (морфолог. таблица). Во время путешествия определяют, есть ли преграда при прохождении воздушной струи во время произнесения звука, узнают, сможет ли Звуковой человечек разбудить Дрёму-голосок и покататься с ним на нотках-лодочках по речке Песенке.
Так постепенно заполняется морфологическая таблица : есть преграда - ставим плюс, нет преграды - ставим минус и т. д.
9 слайд. Когда дети познакомятся со Звуковым человечком по имени П, то увидят, что этому человечку пришлось преодолеть немало трудностей,
10 слайд (морфол. таблиц) так как ворота в Звукляндию были закрыты и Дрёму ему не удалось разбудить, поэтому нотки-лодочки не стали его катать по речке Песенке, поскольку он не смог напеть ни одной мелодии.
11 слайд (картинка солнышка). Солнышку очень понравились Звуковые человечки У, А, О, И за их весёлый характер и за красивые песни, которые они пели, плавая на нотках-лодочках. 12 слайд (красная девочка) Оно решило подарить им красные курточки, потому что серая одежда никак не подходила к их весёлому характеру. И стали они называться гласными.
13 слайд (синий человечек). Грустно стало Звуковому человечку по имени П и он тихонечко заплакал. Мимо пролетала Тучка. Она пожалела человечка и предложила ему две курточки: синюю (как лёд) и зелёную (как трава). П с радостью согласился. С тех пор его стали называть согласный.
Прошло время, и Звуковой человечек по имени П вновь загрустил, потому что ему тоже хотелось дружить с Дрёмой-голоском и кататься с ним вместе на нотках-лодочках.
Но как помочь Звуковому человечку?
14 слайд. Дети предлагают разные варианты помощи. В итоге приходят к выводу, что надо познакомить гласные с согласными, и тогда они вместе будут петь весёлые песенки, - вводится понятие слог.
Так, играя и путешествуя со Звуковыми человечками по стране Звукляндия, дети знакомятся со звуками, буквами.
15-16 слайд. В подготовительной группе мы усложнили задачу и дополнили нашу морфологическую таблицу, и назвали ее «Звукляндия». Здесь, нужно занести не букву в таблицу, а слово, например, слово КОЗА, сначала мы должны прочитать это слово, затем в первую колонку мы определяем, сколько слогов в этом слове, для этого прямоугольник мы должны разделить черточкой, на нужное количество слогов, следующая колонка, определение элементов в печатной букве, например буква К, она состоит из 3 элементов, К согласный звук, твердый, записываем в соответствующую строчку в нашей таблице напротив выбранной цифры количества элементов в букве.