Евдокия Киселева
Опыт работы «Путешествия в мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествия в мир растений
А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка, а эти
душистые овраги и колыхающиеся поля,
а розовая весна и золотая осень
разве не были нашими воспитателями?
(К. Ушинский)
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.
Публикация «Опыт работы „Путешествия в мир растений“» размещена в разделах
Привлекая внимание к птичьим голосам, к изменениям, происходящим в лесу, на лугу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Наш детский сад расположен в одном из живописных мест восточной части города Лиски. Рядом находится река Дон, луг, лесопарк. Такое окружение помогает формировать представления о растениях родного края, а также воспитывать бережное отношение к природе. Но для того, чтобы делать это грамотно, мы провели семинар по экологическому образованию воспитателей, организовали выставку растений, изучили природоведческую литературу.
Каждое знакомство с природой мы стремимся превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать.
Как только земля освобождается от снега, мы предлагаем старшим дошкольникам поискать зеленую травку, говорим им, что земля проснулась после зимнего сна. С наступлением тепла идем на экскурсию в лесопарк, где можно увидеть первые весенние цветы. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминаем детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать. Цветы будут радовать своей красотой других людей. Загадали детям загадку:
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
Спросили у ребят, почему так назвали цветок?
Во время первой экскурсии на луг разрешаем детям побегать, поиграть, насладиться красотой природы, тут же напоминаем, что нельзя без надобности рвать цветы и траву. Когда дети отдохнули, прочитали стихотворение Л. Куклина «Какого цвета луг?» и попросили ответить на вопрос.
На большом листе бумаги
Ты рисуешь дом с трубой,
Ярко – красной краской флаги,
Небо – краской голубой.
Желтой краской поле летом,
Белой – парус на волне…
Ну, а луг, какого цвета?
Можешь ты ответить мне?
Все ребята ответили, что зеленый. «А так ли это? Почему вы решили, что луг зеленый?» Выслушав ответы детей, был прочитан рассказ М. Пришвина «Золотой луг». Спросили, почему автор назвал луг золотым? Напомнили, что одуванчик – лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни. Вспомнили стихотворение Е. Серовой «Одуванчик» :
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Дети объяснили, как они понимают слова «нарядится в беленькое платьице». Затем ребята придумали интересные истории об одуванчике.
Очень интересно прошло знакомство с медуницей, которая растет в тенистых местах. Мы наблюдали, как кружат над медуницей пчелы, собирая ароматный нектар. У самой дороги дети обратили внимание на растение, и педагог загадала загадку:
Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен его вид. (Подорожник)
Многие дети знают растение подорожник, как лекарственное растение, которое растет у дороги. Постепенно мы познакомили детей и с ромашками, белым клевером, колокольчиком, тысячелистником. Все экскурсии, как правило, проходят эмоционально, в виде непринужденной, живой беседы. Детям очень нравятся путешествия в мир растений, они часто спрашивают, когда мы снова пойдем на луг, в лесопарк, к речке.
Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетаются с работой в уголке природы, Все наблюдения фиксируются в календаре природы и погоды, в дневнике наблюдений.
За лето и осень мы собрали гербарий, благодаря которому закрепили знания дошкольников о растениях. Дети научились рассказывать интересные истории и сказки о растениях, придумывают свои загадки.
Экологическое воспитание дошкольников педагоги проводят в тесной связи с семьей. Уже на первом родительском собрании мы выбрали единые задачи:
- приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам, а также ко всему живому в окружающей жизни;
- заботиться о животных и птицах;
- учить детей видеть красоту окружающей природы.