Светлана Артемьева
Мой педагогический опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт. Первая часть.
В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент для подготовки детей к обучению в школе.
Развивать фонематический слух детей нужно с раннего возраста.
В 3-4 года -это подготовительный этап, который направлен на развитие восприятия и ориентации звука в слове.
В 4-5 лет дети знакомятся со звуковой стороной устной речи.
В 5-7 лет - со знаковой системой языка и чтением.
Публикация «Мой педагогический опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Чтобы развивать фонематический слух у детей, я в своей работе использую материал из народного фольклора - потешки,поговорки, считалки, песенки. Детям они очень нравится, так как они кратки, выразительны и легко запоминаются. Таким образом, у деток пополняется и словарный запас слов.
Хорошо развивают фонематический слух и скороговорки, заучивая их, мы закрепляем правильное произношение звуков. Пропевая фонематические песенки, дети учатся подражать ветру, воде и т. д. Весь этот материал я даю детям в течении года.
Далее продолжаю работу по развитию речи более глубоко. Знакомлю детей с произведениями художественной литературы. Использую театрализованные игры. Провожу тематические дни. Эта работа способствует развитию творческой активности, расширяет кругозор детей, развивает речь, активизирует словарь.
Для развития фонематического слуха подбираю игры, которые потом постепенно усложняю. Вначале учу детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов. Далее учу определять любую позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Кроме того начинаю упражнять (старшая группа) в подборе слов с определённым звуком, идёт работа по дифференциации наиболее сложных звуков [с-ш], [р-л].
Так же дети легко умеют определять гласные звуки по положению губ, не слыша их (работа должна быть в системе). Они узнают их, пропевают и сами делают выводы. Звуки, которые можно пропеть, произнести легко, воздух не встречает преград, во рту ничего не мешает - это гласные звуки.
Использую дидактические игры, которые сделала сама.
Дидактическая игра "Звуковая цепочка".
Показываю карточку, дети пропевают по одному, только мальчики, только девочки и т. д.
И-У-О-А
А-О-У-И
И-А-О-Э
О-У-Ы-А
Дидактическая игра "Назови первый звук в словах"
Дети называют слова, выделяют первый звук, находят карточку, соответствующую звуку (средняя группа).
Потом находят букву и ставят рядом со звуком (старшая группа).