Ольга Николаева
Опыт работы «Игры с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. В дальнейшем, развитием песочной терапии, и ее распространением занимались психологи Герберт Уэлс, Дора Калф и др.
Публикация «Опыт работы „Игры с песком“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Песочная терапия для детей – прекрасный способ избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе, позволяет педагогам раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. А игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.
Песочная терапия применяется в работе с детьми различными проблемами: тревожность и страх, нарушения в поведении, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, сложности, связанные с изменениями в семье (развод родителей, рождение младшего ребенка и другие). Особо нуждаются в такой терапии дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
А так как я работаю по развитию эмоциональной сферы детей внедрение песочной терапии в работу очень актуально и продуктивно.
Так же у песочной терапии много плюсов:
Во-первых, она универсальна:
- Используется в работе с людьми всех возрастов
- Практически не имеет противопоказаний, за исключением особенно тяжелых расстройств и индивидуальной непереносимости материалов.
- А так же с помощью песочной терапии можно работать со всеми психологическими проблемами (от развития мелкой моторики до проблемы поиска смысла жизни)
- Её можно использовать как терапию, так и как диагностику
Во-вторых, она работает непосредственно с бессознательным, минуя блоки сознания. То есть при работе с песком можно увидеть то, с чем нужно работать психологу.
В-третьих, она проста в реализации и очень привлекательна для детей.
Несколько лет назад у меня в кабинете появился световой стол с песком. А так как я никогда не работала с ним – начала искать методические материалы. И очень повезло, что наш любимый ППМС-центр организовал семинар-практикум по песочной терапии. На занятиях получила опыт работы и стараюсь применять его на практике. Так же постепенно пополняю тематический материал, детские инструменты и оборудование, коллекцию игрушек для работы с песком.
Песочную терапию можно использовать как основной инструмент в работе, но я чаще ее использую как элементы занятия. Игры с песком включаю в занятия с детьми старшего возраста индивидуально и в группах по 3-4 человека. (планирую начать работу с малышами).
Вместо песка вначале я использовала манку, можно так же использовать любой мелкий сыпучий материал
На самых первых занятиях дети познакомились с посредником – дракончиком Памси, который рассказывает правила поведения в кабинете психолога, правила работы с песком, постепенно знакомит с видами песка и основными приемами работы.
Приемы:
• Насыпание, выравнивание песка
• Рисование на песке дыханием
• Разными предметами
• Работа с помощью рук
• Поиск предметов, спрятанных в песке
• Создание на песке композиций
И др.
Правила:
• Нельзя бросать песок в других
• Не есть и не брать его в рот
• Нельзя выбрасывать песок из песочницы
• После игры надо убрать все игрушки на свои места и не уносить их с собой
• После игры в песке надо помыть ручки.
Так же сейчас я разрабатываю программу по работе с песком на основании программы «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы посредством песочной терапии», с изменением заданий, которые подбираю для тех условий, которые есть у меня. Вместо классической песочницы использую индивидуальные небольшие подносы с песком на которых дети эти задания выполняют.
Обязательным является ритуал вхождения в игру:
1. Приветствие. Можно использовать различные приветствия.
2. Ритуал «входа». Здесь мы встаем в круг, беремся за руки и вместе произносим заклинание: «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди. Песочная сказка, к нам приди!»
3. Упражнение «Рассказ истории». Беседа
4. Упражнение «Игра с песком». Здесь мы по теме рисуем, делаем задания, предложенные Памси.
5. Рефлексия. Здесь используется лампа «Пламя». Мы садимся на подушки вокруг лампы, которая имитирует костер и каждый рассказывает что понравилось, что запомнилось.
6. Ритуал «выхода» из Песочной сказки. Здесь используется следующее упражнение: протягиваем руки над песочницей, как будто скатываем шарик: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».
На занятиях обязательно использую музыку для релаксации, она так же успокаивающе действует на детей
Так же мы с детьми используем
Кинетический песок
У каждого ребенка своя тарелочка с кинетическим песком «Kinetic Sand» - это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд такой песок напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки – проявляется его необычное свойство. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим. Песок рыхлый, из него можно строить разнообразные фигуры. Он не сохнет, играть с ним можно снова и снова. Песок приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Не вызывает аллергии, безопасен для детей с 3 лет.
Кинетический песок используется как расслабляющее и терапевтическое средство, развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность.
Чтобы детские пальчики привыкли к песку, в начале занятия мы проводим разминку. Это 3-4 упражнения, например, такие: погладить песок, выпускаем песок тонкой струйкой из кулачка, «прыгают зайчики», «идут медвежата», «бегают паучки» и другие.
С кинетическим песком можно придумать различные упражнения связанные с эмоциональной сферой, например
Упражнение «Победитель злости».
Лепим шар, «В этом шаре живет твоя злость», создай ей лицо. Мысленно посели свои негативные чувства в этот шар. А теперь разрушь шар, произнося заклинание «Прогоняю злость, приглашаю радость». Теперь разровняй поверхность песка и оставь на ней отпечатки своих ладоней.
Упражнение «Создай свое настроение»
С помощью представленных материалов, слепи свое настроение.
Такое упражнение позволяет осознать свое настроение и скорректировать его.
Еще одним из вариантов работы является Световой планшет
Дети знакомятся со способами насыпания, разравнивания песка. На начальных этапах планшет не включается, то есть используется как поднос для рисования. Постепенно дети узнают, что на нем можно рисовать 2-мя способами (рисовать на засыпанном столе и насыпать на очищенный стол). Здесь вариантов игр так же великое множество.
Рисуем пальчиками, палочками, карточками, кисточками и др. предметами. Получаются различные рисунки.
Так же можно использовать групповое рисование. Так как у нас планшет один, поэтому мы его используем либо на индивидуальных занятиях, либо по 2-3 человека.
Самое главное работа с песком – это возможность бесконечное количество раз исправлять то, что не получается или не нравится.
Так же я ребятам показывала мультфильмы, нарисованные песком : песочная анимация. Педагоги рассказывают, что дети дома начали просить родителей включить им такие видео.
Классическая песочница
Здесь вариантов игр еще больше.
Например для выранивания дыхания и успокоения, а так же улучшения настроения можно использовать
Упражнение «Что под песком?»
Картинка (например с изображением эмоции или другой необходимой темой) засыпается тонким слоем песка. Сдувается песок - открывается изображение. ( Условие: Набирать воздух через нос, не поднимая плечи, и надувать живот «шариком». Выдыхайте медленно и плавно. Старайтесь так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой)
Еще один способ работы с песочнице «Сочинение совместной сказки». Данное упражнение чаще используется на сплочение и создание положительного эмоционального климата. Дети используют фигурки, расставляют их по своему желанию, затем составляют совместную историю. Первый начинает, другой продолжает и так по очереди сочиняют свою историю, сказку.
Так же можно играть в этой песочнице с мокрым песком, я этот способ пока не использую.
Еще один вариант Мандала-терапия с применением песка
Данная работа может помочь ребенку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря своей концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться, снять стресс, напряжение. Ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира
Используя эти упражнения дети успокаиваются, проявляют свое творчество
Работа с песком увлекает, завораживает, развивает мелкую моторику, развивает воображение и активизирует творческий потенциал. Упражнения с песком помогают получить новые знания об окружающем мире, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, развивают навыки общения. На таких занятиях проявляется творческая активность ребёнка.
Педагоги и родители отмечают, что буквально через несколько сеансов песочной терапии, происходят значительные улучшения в поведении детей, они стали менее агрессивными по отношению к сверстникам, стали свободнее проявлять свои эмоции, снизились случаи проявления негативизма.