елена дорошко
Мнемотехника в развитии познавательных способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.
В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника. Как освоить всю информацию? Что может облегчить путь запоминания? Ведь от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Публикация «Мнемотехника в развитии познавательных способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Изучая литературу, опираясь на передовой опыт педагогов, пришла к выводу, что в решении данной проблемы может помочь технология мнемотехники.
Мнемотехника - это техника развития памяти, которая представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире.
Актуальность данной технологии обусловлена преобладанием у дошкольников зрительно-образной памяти. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.
Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц или схем.
Мнемотаблицы - это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала. Суть мнемотаблиц заключается в следующем:
- на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение);
- весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
При помощи мнемотаблиц можно знакомить детей с окружающим миром и его свойствами. Таблицы являются незаменимыми помощниками в формировании математических представлений дошкольников. Дидактический материал, излагаемый с помощью мнемотехники, позволяет детям усвоить информацию, расширить мировоззрение через игровые и наглядные приёмы.
Цель данной работы:
Развитие познавательных способней детей старшего дошкольного возраста через технологию мнемотехники.
Задачи:
-развивать память, мышление;
-формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы;
-совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
Был разработан план-программа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, с использованием приемов мнемотехники.
В данной работе были использованы готовые мнемотаблицы, предложенные разными авторами, и авторские мнемотаблицы. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности : любой педагог или ребенок может нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранной теме.
Вместе с детьми, мы учились придумывать символьные картинки на чистых листах, разделенных на несколько клеток (бланках-мнемотаблицах) заполняя пустые клетки. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполнял свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имел возможность составить рассказ.
Опорные схемы (мнемотаблицы) делали высказывания детей четкими, связными и последовательными, они выступали в роли плана – подсказки. Мнемотаблицы служили своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогали детям выстраивать: строение и последовательность своего ответа, лексико-грамматическую наполняемость.
Работа осуществлялась в разных формах организации непрерывно-образовательной деятельности. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения, проводилась индивидуальная работа.
В своей работе мнемотехнику использовала на занятиях по познавательному развитию :
- при ознакомлении с окружающим миром (природой, растительным и животным миром, социальным и предметным окружением);
- при формировании математических представлений (закрепление представлений о геометрических фигурах, знакомстве детей с цифрами, формирование представлений о составе числа).
Данные схемы помогали детям самостоятельно определить главные свойства, особенности и признаки рассматриваемого предмета, времени года; схемы помогали установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащали словарный запас детей.
Мнемотаблицы также были использованы при знакомстве детей с правилами безопасного поведения в транспорте, на улице, в лесу, на водоеме.
Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. Дети стали лучше анализировать, выделять в предметах свойства, признаки. Дошкольники научились преодолевать робость, застенчивость, стали свободно держаться перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим. Словарный запас детей из пассивного превратился в активный.
На протяжении всего года работа велась в сотворчестве с родителями. Для повышения уровня познавательной активности детей родителям был представлен теоретический и практический материал по развитию дошкольников при помощи мнемотехники. В течение года, систематически оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Были предложены: консультации, мастер-класс, видео открытого занятия, выставка мнемотаблиц и домашние задания по изготовлению мнемотаблиц.
У родителей появилась заинтересованность в данной теме, что способствовало плодотворной работе и позволило значительно повысить уровень познавательного развития детей.
Таким образом, включение мнемотехники в непрерывную образовательную деятельность по познавательному развитию, позволяет запомнить сложный материал, удерживает интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира.