Лучший педагог года

Мнемотехника в развитии познавательных способностей старших дошкольников

елена дорошко
Мнемотехника в развитии познавательных способностей старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.

В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника. Как освоить всю информацию? Что может облегчить путь запоминания? Ведь от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Публикация «Мнемотехника в развитии познавательных способностей старших дошкольников» размещена в разделах

Изучая литературу, опираясь на передовой опыт педагогов, пришла к выводу, что в решении данной проблемы может помочь технология мнемотехники.

Мнемотехника - это техника развития памяти, которая представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире.

Актуальность данной технологии обусловлена преобладанием у дошкольников зрительно-образной памяти. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц или схем.

Мнемотаблицы - это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала. Суть мнемотаблиц заключается в следующем:

- на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение);

- весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

При помощи мнемотаблиц можно знакомить детей с окружающим миром и его свойствами. Таблицы являются незаменимыми помощниками в формировании математических представлений дошкольников. Дидактический материал, излагаемый с помощью мнемотехники, позволяет детям усвоить информацию, расширить мировоззрение через игровые и наглядные приёмы.

Цель данной работы:

Развитие познавательных способней детей старшего дошкольного возраста через технологию мнемотехники.

Задачи:

-развивать память, мышление;

-формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы;

-совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Был разработан план-программа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, с использованием приемов мнемотехники.

В данной работе были использованы готовые мнемотаблицы, предложенные разными авторами, и авторские мнемотаблицы. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности : любой педагог или ребенок может нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранной теме.

Вместе с детьми, мы учились придумывать символьные картинки на чистых листах, разделенных на несколько клеток (бланках-мнемотаблицах) заполняя пустые клетки. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполнял свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имел возможность составить рассказ.

Опорные схемы (мнемотаблицы) делали высказывания детей четкими, связными и последовательными, они выступали в роли плана – подсказки. Мнемотаблицы служили своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогали детям выстраивать: строение и последовательность своего ответа, лексико-грамматическую наполняемость.

Работа осуществлялась в разных формах организации непрерывно-образовательной деятельности. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения, проводилась индивидуальная работа.

В своей работе мнемотехнику использовала на занятиях по познавательному развитию :

- при ознакомлении с окружающим миром (природой, растительным и животным миром, социальным и предметным окружением);

- при формировании математических представлений (закрепление представлений о геометрических фигурах, знакомстве детей с цифрами, формирование представлений о составе числа).

Данные схемы помогали детям самостоятельно определить главные свойства, особенности и признаки рассматриваемого предмета, времени года; схемы помогали установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащали словарный запас детей.

Мнемотаблицы также были использованы при знакомстве детей с правилами безопасного поведения в транспорте, на улице, в лесу, на водоеме.

Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. Дети стали лучше анализировать, выделять в предметах свойства, признаки. Дошкольники научились преодолевать робость, застенчивость, стали свободно держаться перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим. Словарный запас детей из пассивного превратился в активный.

На протяжении всего года работа велась в сотворчестве с родителями. Для повышения уровня познавательной активности детей родителям был представлен теоретический и практический материал по развитию дошкольников при помощи мнемотехники. В течение года, систематически оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Были предложены: консультации, мастер-класс, видео открытого занятия, выставка мнемотаблиц и домашние задания по изготовлению мнемотаблиц.

У родителей появилась заинтересованность в данной теме, что способствовало плодотворной работе и позволило значительно повысить уровень познавательного развития детей.

Таким образом, включение мнемотехники в непрерывную образовательную деятельность по познавательному развитию, позволяет запомнить сложный материал, удерживает интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников «Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей» Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать интерес к художественной.

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» Мир глазами ребёнка удивителен и разнообразен и чтобы познать явления окружающего мира и удовлетворить свое любопытство, у детей возникает.

Краткосрочные образовательные практики в развитии речи дошкольников. МнемотехникаКраткосрочные образовательные практики в развитии речи дошкольников. Мнемотехника Конспект краткосрочной образовательной практики: «Заучивание стихотворения по мнемотаблицам».[/b] Старшая группа №4. Подготовила и провела:.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников 1 слайд Актуальность: На сегодняшний день - образная, богатая синонемами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –.

Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста.

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности и общения». Б. М. Теплов. Одним из важных элементов работы.

Роль внимания в развитии познавательных способностей детей с тяжёлой речевой патологией Роль внимания в развитии познавательных способностей детей с тяжёлой речевой патологией. 1.1 Психологическая характеристика тяжёлой речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии познавательных способностей старших дошкольников
Опубликовано: 31 августа 2019 в 17:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД