Елена Бояркина
Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр - это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали,
нравственности и общения».
Б. М. Теплов.
Одним из важных элементов работы с детьми, страдающими нарушениями зрения, в детском саду является театрализованная деятельность. В процессе театрализованной деятельности у детей с нарушением зрения совершенствуются формы и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные навыки. В дошкольном возрасте впервые появляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны сверстников и окружающих людей, желание быть понятным и принятым ими. В театрализованной деятельности и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакцию собеседника, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность позволяет решать широкий круг задач
(воспитательных и образовательных)
развивать творческие способности детей : их желание фантазировать и реализовывать желаемое в действительности.
способствовать развитию театрального творчества : художественных и индивидуальных способностей детей.
учить детей умело использовать речевые приемы рассказывания
формировать социально-коммуникативные навыки
развивать точность и координацию движений
развивать речевые и неречевые средства общения.
Кроме того, в процессе подготовки к театрализованному спектаклю у ребенка с нарушением зрения обогащаются и конкретизируются представления о себе и других людях. Для детей с данной паталогией существуют проблемы в выражении эмоций, поскольку их мир чувств беден в своих проявлениях, по сравнению с другими детьми. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т. д. и поэтому требует социальной коррекции.
Театральное искусство- это своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. С помощью театрализованной деятельности, сказочных историй, специальных этюдов, упражнений, игр и т. д. воспитанник усваивает новые образы творческого поведения, язык поз и жестов, и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Ведь отношение к собеседнику формируется под влиянием первого впечатления, походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д. Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, поэтому перед взрослым стоит задача довести до ребенка необходимые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия. В театрализованной деятельности синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме театральной игры. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях театрализованной игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития игровой деятельности и подготовки к переходу учебной деятельности. Однако особенности зрительного дефекта накладывают свой отпечаток на формирование основных предпосылок игровой деятельности.
Игровая театрализованная деятельность детей с нарушением зрения, таким образом, рассматривается как целостное и полифункциональное образование, возможности которого в коррекции отклонений различного плана, вызванных зрительным дефектом, поистине многогранны. С этой точки зрения невозможно переоценить роль родного языка, который помогает осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам.»(С. Л. Рубинштейн). Использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Известно, что выразительность речи формируется в течении всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь слушателей. Это очень важно. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые пользуются у детей неизменной любовью. Постепенно творческая активность детей возрастает. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Полезно использовать упражнения в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. Движения могут сопровождаться репликами, стихами,пением. У некоторых детей развивается творческая самостоятельность в передаче образа, они начинают чувствовать ответственность за успех игры, совершенствуются средства выразительности.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется диалогическая и монологическая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии- в умении распознать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Таким образом, основным направлением работы по развитию общения старших дошкольников с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности, является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмпатии.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Итак, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
Резюмируя сказанное, еще раз хочется подчеркнуть, что универсальные возможности театрализованной деятельности имеют большое значение в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения, в формировании в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешным в сложном современном мире.