Приложение МААМ

Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста

Наталья Посморова
Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Методические рекомендации для педагогов

по развитию лексико-грамматического строя речи

у дошкольников старшего возраста»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

Дети старшего дошкольного возраста- это будущие первоклассники. Одной из важных задач детского сада является подготовка детей в школу. Очень важно, с какой речью ребенок будет выпущен из детского сада. Дети, не посещающие логопедические группы и логопедические пункты - не имеют грубых речевых нарушений, но диагностика речевого развития детей в первом классе показывает, что у таких детей речь не достаточно сформировалась для успешного обучения. Отмечается бедность, замкнутость, скудность словаря детей, недостаточная сформированность связной речи (дети затрудняются при составлении рассказов по картинке, при составлении описательных рассказов, при пересказе, грамматические ошибки в речи.

Успешным ли будет обучение будущего школьника?

Выпускник детского сада должен овладеть всей системой родной речи языка : говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки.

Рассмотрим развитие лексико-грамматического строя речи и методы работы по развитию лексики и грамматики у старших дошкольников.

Лексика- это словарь детей. Словарь бывает пассивным и активным.

Пассивный словарь- ребенок называет предмет, но в речи его название не употребляет

Активный словарь- ребенок называет предмет и его название употребляет в повседневной речи

Обследование словаря выпускника детского сада показывает, что пассивный словарь преобладает над активным.

Наиболее характерными лексическими трудностями у детей старшего дошкольного возраста является названия :

Частей предметов и объектов, например:

- чайник (носик, крышка, донышко, ручка)

- стул (сидение, спинка, ножки)

Глаголов, выражающих уточненность действий, например:

-лакает, сосет, лижет, грызет, откусывает, жует….

Все это заменяется одним словом- ест

Приставочных глаголов, например:

- приплыл, отплыл, переплыл…

Антонимов, например:

Говорить-молчать, ссориться- мириться….

Обобщающих слов, например:

- транспорт, обувь….

В словаре детей преобладают в основном существительные, глаголы. Очень мало прилагательных.

Игры и игровые упражнения, способствующие эффективному расширению, уточнению и обогащению словаря детей.

Игра «Классификация предметов по картинкам»

Сапоги, ботинки, валенки, туфли- это обувь

Береза, клен, рябина, осина- лиственные деревья и т. д.

Игра «Найди лишний предмет»(важно, чтобы ребенок объяснил свой ответ

Игра «Назови лишнее слово»

- «лишнее» слово среди слов- предметов : кукла, песок, юла, машинка

- «лишнее» слово среди слов-признаков: грустный, печальный, унылый, зеленый

- «лишнее» слово среди слов- действий: думать, ехать, размышлять, соображать

Игра «Объясни, чем отличается предмет»

- чашка и стакан, кофта и свитер

- яблоко и груша, самолет и птица

Игра «Разложи картинки по сходству»

На доске картинки: овца, дерево, корова, колос.

У детей картинки:

Свитер, шапка, сыр, молоко, бублик, рогалик, стол, забор, стул.

Детям предлагается положить свою картинку к одной из четырех на доске, и объяснить почему он положил именно так.

Игра «Послушай слова»

Дети слушают слова и говорят, какие из них обозначают: овощи, домашних животных, транспорт и т. д.

Например: лук, репа, подорожник, укроп, кролик, коза, щенок, попугай, трамвай, водитель, троллейбус.

Игра «Назови части предмета»

Игра «Составление описательных рассказов по схеме»

Игра «Подбери как можно больше слов-действий или слов-признаков к слову-предмету»

Например: Собака (что делает) – кусает, гавкает, садится, играет, бегает, прыгает, несется, крадется….

Собака (какая) – красивая, шустрая, злая, лохматая, игривая…

Игра «Подбери как можно больше слов-предметов к словам-признакам»

Например: продавать (что?.кому? за сколько? когда)

Зимнее (что)- дерево, утро, путешествие, солнце, дыхание…

Зимний (что)- спорт, мороз, лес, день, праздник, снегопад, ветер, парк….

Зимняя (что)- вьюга, прогулка, дорога, сказка, поляна, ночь, поземка, метель

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Например: ствол, ветка, сучья, листья, кора, корни (дерево)

Затем педагог называет предмет, а дети называют его части.

Игра «Составь, придумай загадку»

Например: движется по дороге, плавает по воде, летает по воздуху, возит людей, грузы (транспорт, машина).

Игра «Назови слово наоборот»

Например: - говорить-молчать, ссориться-мириться…

- «закончи предложение»- сахар сладкий, а горчица -…

Суп горячий, а компот ….

- «сравни»- по вкусу (горчицу и мед)

по цвету (снег и сажу)

по ширине (реку и ручей)

Игра «Объяснить значение слов-действий»

Например: Можно предложить детям показать жестами, мимикой, что обозначает слово-действие.

Игра «Объясни значения слов в словосочетании»

Острая коса, длинная коса

Игры и игровые упражнения,

способствующие преодолению грамматических ошибок.

Знакомство со схемой предлогов, объяснение их пространственного значения

Работа с текстом «Помоги Фиксикам исправить ошибки»

Игры на образование и употребление падежных конструкций.

Игры на согласование местоимения и существительного и др.

Как исправлять грамматические ошибки, чтобы не снизить речевую активность дошкольников?

Важно, чтобы все ошибки детей исправлялись педагогом корректно, чтобы не спровоцировать замкнутость, отрицательное отношение ребенка к педагогу и к обучению в целом. Такая работа требует от педагога терпения, такта, собранности, и постоянной изобретательности.

Используемая литература:

Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит», С. П. -2000г.

Т. А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений»,С. П. -1999г.

В. Н. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми», М. - 1978г.

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи Тема: Пересказ сказки: «Как коза избушку построила»(обработка М. А. Булатова) Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу текста.

Картотека игр на формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста 1. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки, и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Составили: учителя-логопеды МДОУ № 128 Овсяникова Ю. Т. ,Смирнова Л. Г., МДОУ № 6 Балдина Л. П. Тема: «Сравнительная степень качественных прилагательных».

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе Конспект по развитию лексика - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Необыкновенные встречи». 1. Цель:.

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет 1. Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения.

Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией Игры и упражнения по развитию синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией Учитывая выявленные ошибки у детей со стёртой дизартрией,.

Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Как мы Путаника учили» Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи. Задачи: 1. Активизировать словарь детей по лексической теме.

Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» «Речь вести – не лапти плести» - гласит народная мудрость Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие.

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6–7 лет с ОНР «Плывет, плывет кораблик…» Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР. Направление деятельности: «Познавательное. Социально-личностное».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 16:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Посморова (УИ 368743) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД