МААМ-картинки

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Любовь Смирнова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Составили:

учителя-логопеды МДОУ № 128 Овсяникова Ю. Т. ,Смирнова Л. Г., МДОУ № 6 Балдина Л. П.

Тема: «Сравнительная степень качественных прилагательных»

Цель:

Понимание и употребление в речи ребёнком качественных прилагательных в сравнительной степени с опорой на предметы и предметные картинки.

Задачи:

1. Формировать умение понимать и употреблять прилагательные в сравнительной степени в словосочетаниях и предложениях с использованием предметов и предметных картинок;

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах

2. Закреплять навык употребления сложносочинённых предложений с союзом «а»;

3. Развивать мыслительные операции анализа и сравнения; развивать мелкую моторику посредством использования пальчикового театра;

4. Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности и любовь к живой природе.

Оборудование:

изображения двух елей, различных по цвету и размеру; изображения двух грибов, различных по цвету и размеру; изображения двух ягод, различных по цвету и размеру;

схемы-символы слов-признаков (сочный, мягкий, вкусный);

доски для моста, различные по длине, ширине и толщине;

предметная картинка с изображением бобров;

сюжетная картинка «Недовольный заяц»;

пальчиковый театр; волшебная палочка.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Пантомима «Дикие животные».

Логопед: Дети, мы сегодня отправимся в лес. А кто живёт в лесу?

Дети: В лесу живут дикие животные.

Логопед: В руках у меня волшебная палочка. Как только я взмахну палочкой, вы тотчас превратитесь в обитателей леса. Вокруг себя повернись и в диких животных превратись.

(Дети по очереди имитируют движения и повадки диких животных. Остальные должны угадать, кого изображает ребёнок.)

2. Сообщение темы:

Логопед: По тропинке мы пойдём, в чащу леса мы войдём. (Дети маршируют и подходят к мольберту).

Послушайте загадку и узнаете, какое дерево растёт в лесу. (Логопед подводит детей к закрытому изображению ели и загадывает загадку.)

В каждый дом под новый год

Это деревце придёт.

Зелёное и колкое, оно зовётся… (ёлкою).

Логопед: Молодцы, ребята, отгадали загадку. (Открывает изображение ели). А вам нравится ёлочка - лесная красавица? Давайте придумаем слова-признаки к слову «ёлка» и подарим их нашему деревцу. Ёлка какая?

Дети: Зелёная, высокая, пушистая, душистая, ароматная, колючая, стройная.

Логопед: Ой, посмотрите, здесь ещё одна ёлочка растёт. (Открывает изображение второй ели большего размера и насыщеннее по цвету).

Одинаковые эти деревья или нет? Чем же они отличаются? Давайте их сравним. Эта ёлка высокая, а эта ещё выше. Эта ёлка зелёная, а эта ещё…

Дети: Ещё зеленее.

Логопед: Эта ёль пушистая, а эта …

Дети: Ещё пушистее.

Логопед: Это деревце стройное, а это…

Дети: Ещё стройнее.

Логопед: У этой ёлочки ствол толстый, а у этой…

Дети: Ещё толще.

Логопед: У первой ели ветки длинные, а у второй…

Дети: Ещё длиннее.

Логопед: Перед нами две ели. Что мы с вами сейчас делали?

Дети: Мы сравнивали две ели и говорили про них слова-признаки. Логопед: Сегодня во время нашего путешествия вы научитесь сравнивать разные предметы и слова-признаки, которые к ним относятся.

3. Основная часть.

1).Упражнение «Грибы».

Логопед: Давайте заглянем под ёлочки и узнаем, что там растёт. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

Дети: Это гриб.

(Логопед демонстрирует изображения двух грибов различных по цвету и размеру.)

Одинаковые эти грибы или разные? Что про них можно сказать?

Какой по размеру этот гриб?

Дети: Большой.

Логопед: А этот? Больше или меньше?

Дети: Ещё больше.

Логопед: Какая ножка у этого гриба?

Дети: Толстая.

Логопед: А у этого?

Дети: Ещё толще.

Логопед: Какая шляпка у этого гриба?

Дети: Жёлтая.

Логопед: А у этого?

Дети: Ещё желтее.

(Задание для детей из сильной подгруппы). Логопед: Кто сам сможет рассказать в одном предложении о двух грибах?

2) Упражнение «Земляника».

Логопед: Там на горке, погляди-ка, покраснела земляника.

(Логопед демонстрирует изображения двух ягод, различных по цвету и размеру.)

Одинаковые эти ягоды или разные? Что про них можно сказать?

Какая по размеру эта ягода? Крупная или мелкая?

Дети: Крупная.

Логопед: А эта?

Дети: Ещё крупнее.

Логопед: Какая по цвету?

Дети: Красная.

Логопед: А эта?

Дети: Ещё краснее.

Логопед: Какая эта ягода по вкусу?

Дети: Сладкая.

Логопед: А эта?

Дети: Ещё слаще.

Логопед: Что ещё можно сказать об этих ягодах (Логопед показывает схемы слов-признаков).

Дети: Эта ягода сочная, а эта ещё сочнее. Эта ягода мягкая, а эта ещё мягче. Эта ягода вкусная, а эта ещё вкуснее.

3).Пальчиковый театр «Мышка-хвастунишка».

Логопед: Ой, ребята! Кто-то тут расшумелся. Отгадайте загадку и узнаете, кто это.

Кто в глубокой норочке

Прячет хлеба корочки,

Серенькая с хвостиком

Маленького ростика?

Дети: Это мышка.

Логопед: Это мышка-хвастунишка. (Показывает фигурку мышки из пальчикого театра). Она очень любит хвастаться. Это хорошо или плохо? А каким надо быть?Звери собрались на лесной полянке и решили рассказать мышке-хвастунишке, что не одна она самая лучшая. (Логопед предлагает детям фигурки диких животных из пальчикого театра.)

(Логопед изображает мышку, а дети остальных зверей.)

Мышка: Мой хвост пушистый!

1 ребёнок. Я - лиса. Мой хвост ещё пушистее.

Мышка: Мои ушки длинные!

2 ребёнок. Я - заяц. Мои уши ещё длиннее.

Мышка: Мои зубы острые!

3 ребёнок. Я - волк. Мои зубы ещё острее.

Мышонок: Мои лапки сильные!

4 ребёнок. Я - медведь. Мои лапы ещё сильнее.

Мышка: Я самая быстрая!

5 ребёнок. Я - олень. Я ещё быстрее.

Мышка: Я самая весёлая!

6 ребёнок. Я - белка. Я ещё веселее.

Мышка: Я самая добрая!

7 ребёнок. Я - ёжик. Я ещё добрее.

Логопед: Расскажите, ребята, о чём говорили звери на лесной полянке.

Дети: У мышки ушки длинные, а у зайца ещё длиннее. И т. д.

4) Динамическая пауза

Логопед: Внимание! Внимание! В лесу соревнование! (Дети делятся на две команды и встают в шеренги напротив друг друга).

1 команда делает шаг вперед: Мы весёлые ребята.

2 команда делает шаг навстречу: А мы веселее.

Аналогично: Мы дружные ребята. (Добрые, смелые, сильные, ловкие, умные, послушные, весёлые) Далее команды меняются местами.

Логопед: Продолжим нашу прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем по лесу гулять. (Дети идут по кругу)

Будем по лесу гулять,

Свежим воздухом дышать. (Останавливаются, поднимают руки вверх, делают вдох и выдох).

Вот и речка на пути (Приседают)

Как её нам перейти (Встают, разводят руки в стороны, удивлённо пожимают плечами).

Создание проблемной ситуации.

Логопед: Дети, что же нам делать? Нам надо двигаться дальше, а на пути у нас река. (Дети предлагают разные варианты решения проблемной ситуации).

Дети: Надо построить мостик из дощечек.

5)Упражнение «Верно-неверно»

Логопед: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто нам поможет.

В тихой заводи речной,

В знатной шубе меховой,

Плотины строят мастера,

Без молотка и топора,

Из берез, ольхи, осины,

Из сучков, травы и глины,

Трудолюбивы и бодры,

Строители плотин…

Дети: Бобры.

(Логопед выставляет картинку с изображением бобров).

Логопед: Бобры нам сделают дощечки для мостика, но мы должны выполнить их задание. Надо послушать предложения, исправить ошибки и сказать верно или неверно говорят бобры.

Черепаха быстрее зайца.

Дети: Неверно. Заяц быстрее черепахи.

Логопед: Внук старше дедушки. Камень тяжелее ваты. День темнее ночи. Снежинка тяжелее снежка. Папа выше сына. Яблоко кислее лимона. Зима теплее лета. Заяц храбрее тигра. Медведь хитрее лисы. Тропинка шире дороги. Ёж злее волка. (Дети исправляют ошибки).

6)Упражнение «Мостик»

Логопед: Спасибо, ребята. Помогли бобрам, а они нам подарили доски. Скажите, какие они. Нужно закончить предложение и повторить его полностью. Эта доска широкая, а эта…

Дети: Эта доска широкая, а эта ещё шире.

Логопед: Эта дощечка длинная, а эта ещё…

Дети: Эта дощечка длинная, а эта ещё длиннее.

Логопед: Эта дощечка крепкая, а эта ещё…

Дети: Эта дощечка крепкая, а эта ещё крепче.

Логопед: Эта дощечка толстая, а эта ещё…

Дети:Эта дощечка толстая, а эта ещё толще.

(Дети выстраивают мост из дощечек и переходят речку).

Логопед предлагает усложнение для отдельных детей : Сравни доски по ширине. Сравни доски по длине. Сравни доски по толщине.

6)Упражнение «Недовольный заяц».

Логопед: Ой, послушайте, кто-то ворчит. Я знаю, кто это.

(Логопед загадывает загадку про зайца).

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

Дети: Это заяц.

Логопед: Это недовольный заяц. Ему всегда всё не нравится. (Логопед показывает сюжетную картинку). У него есть красивый домик, а он хочет, чтобы домик был ещё красивее. Давайте вместе расскажем, чем ещё недоволен заяц. У него мягкая подушка, широкая кровать, лёгкое одеяло, толстый кот, сладкий торт, твёрдые орехи, высокий шкаф, вкусная морковь, а он хочет…

( Дети составляют предложения о недовольном зайце: У зайца мягкая подушка, а он хочет подушку ещё мягче. И т. д.)

4. Итог:

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. (Логопед взмахивает волшебной палочкой). Вокруг себя повернись и в детском саду очутись. Что вы узнали нового? Чему научились? Что вам сегодня запомнилось? Что понравилось? Кому было трудно? А кому легко?

Публикации по теме:

«Деревья». Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе Тема: Деревья Задачи: Коррекционно-образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о деревьях; активизировать.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. «В гости к осени»Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. «В гости к осени» Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Опубликовано: 5 мая 2015 в 14:41
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Смирнова (УИ 333835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД