Людмила Грибанова
Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь вести – не лапти плести» - гласит народная мудрость
Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала.
Публикация «Семинар для педагогов „Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.
Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения. Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над :
- морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, чилам, падежам)
- словообразованием (создание нового слова на базе другово с помощью специальных средств,
- синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Важнейшим условием полноценного речевого и психического развития является своевременное формирование грамматического строя языка ребенка. Поскольку язык и речь выполняют ведущую фукцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций (А. Г. Арушанова).
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью ребенок усваивает определенные правила и законы грамматики.
К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».
На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические черты.
на третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий (изменение его по родам, чилам, падежам, новое в данном возрасте является словоизменение и освоение диалогической формы речи, инициативных высказываний.
на четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря, начинает формирование высказываний типа элеметарных коротких монологов (рассказов). активно осваиваится звукопроизношение.
на пятом году жизни – это прежде всего становление произвольной речи, формироваине фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, проявляющихся в словотворчествое.
шестой и седьмойгод жизни – это этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, вычлениения из речи предложения, слова, звука. В старшем возрасте происходит так же становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъективности и инициативности в диалоге со взрослыми.
А. Н. Гвоздев выделил основные периоды формирования грамматического строя русского языка : первый период- период предложений, состоящих из аморфных слов-кроней (до 1года и 10 месяцев). Втрой период – период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет). Характеризуется быстрым ростом разных типов простых и сложных предложений. усваиваются грамматические категории словообразования и словоизменени. Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, усвоение типов склонения и спряжния от 3 лет до 7 лет.
В дошкольном возрасте не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Основной задачей для усвоения грамматического строя речи является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.
Развитие и совершенствование речевой деятельности ребенка неотделимы от развития его предметной и познавательной деятельности.
При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в 3 направлениях:
1. помочь детям практически освоить морфно-логическую систему родного языка;
2. помочь в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
3. сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Пути формирования правильной речи :
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным граммтическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок в речи детей.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятях. Обучение носит характер упражнений и дидактических игр, игр-драматизиций с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, мультмедиапроектор. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи выбираются на основе знаний возрастных особенностей ребенка.
В методике обучения старших детей на занятях особых отличий нет по срвнению с младшими группами. В старшем возрасте снижается роль дид. игр с игрушками, чаще используются картики, словесные игры, специальные словесные грамматические упражнения. В равной мере применяются и игрушки, и картики, часть грамматических форм подлежит усвоению без наглядного материала. Ведущим приемом обучения остается образец, в дидактичеких играх приводится не одна, а несколько ситуаций, производятся не единичнеы, а множественные изменения. Повышается требования к четкости и внятности произнесения. Педагог привлекает ребенка к исправлению собственных и чужих ошибок. Дидактические игры пополняются играми на усвоение категории одушевленности – неодушевленности (Что (кого) не стало, вводятся словесные упражнения.
Формирование грамматической стороны речи ребенка – это постоянный непрерывный процесс. Это соотвествует психофизическим основам развития грамматического строя речи. Пояэтому следить за рчью детей нужно не только на занятиях, но и в процесс их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, несправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в тот мемент ребенка, но и у слушающих его детей.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием используются как часть занятия и ежедневно в первой и во второй половине дня в игровой форме.
Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
настольно-печатные;
дидактические;
подвижные игры;
сюжетно – ролевые;
компьютерные игры.