Получи документы

Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Людмила Грибанова
Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Речь вести – не лапти плести» - гласит народная мудрость

Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала.

Публикация «Семинар для педагогов „Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.

Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения. Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над :

- морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, чилам, падежам)

- словообразованием (создание нового слова на базе другово с помощью специальных средств,

- синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Важнейшим условием полноценного речевого и психического развития является своевременное формирование грамматического строя языка ребенка. Поскольку язык и речь выполняют ведущую фукцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций (А. Г. Арушанова).

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью ребенок усваивает определенные правила и законы грамматики.

К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».

На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические черты.

на третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий (изменение его по родам, чилам, падежам, новое в данном возрасте является словоизменение и освоение диалогической формы речи, инициативных высказываний.

на четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря, начинает формирование высказываний типа элеметарных коротких монологов (рассказов). активно осваиваится звукопроизношение.

на пятом году жизни – это прежде всего становление произвольной речи, формироваине фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, проявляющихся в словотворчествое.

шестой и седьмойгод жизни – это этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, вычлениения из речи предложения, слова, звука. В старшем возрасте происходит так же становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъективности и инициативности в диалоге со взрослыми.

А. Н. Гвоздев выделил основные периоды формирования грамматического строя русского языка : первый период- период предложений, состоящих из аморфных слов-кроней (до 1года и 10 месяцев). Втрой период – период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет). Характеризуется быстрым ростом разных типов простых и сложных предложений. усваиваются грамматические категории словообразования и словоизменени. Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, усвоение типов склонения и спряжния от 3 лет до 7 лет.

В дошкольном возрасте не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Основной задачей для усвоения грамматического строя речи является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

Развитие и совершенствование речевой деятельности ребенка неотделимы от развития его предметной и познавательной деятельности.

При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в 3 направлениях:

1. помочь детям практически освоить морфно-логическую систему родного языка;

2. помочь в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3. сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования правильной речи :

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;

- специальное обучение детей трудным граммтическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок в речи детей.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятях. Обучение носит характер упражнений и дидактических игр, игр-драматизиций с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, мультмедиапроектор. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи выбираются на основе знаний возрастных особенностей ребенка.

В методике обучения старших детей на занятях особых отличий нет по срвнению с младшими группами. В старшем возрасте снижается роль дид. игр с игрушками, чаще используются картики, словесные игры, специальные словесные грамматические упражнения. В равной мере применяются и игрушки, и картики, часть грамматических форм подлежит усвоению без наглядного материала. Ведущим приемом обучения остается образец, в дидактичеких играх приводится не одна, а несколько ситуаций, производятся не единичнеы, а множественные изменения. Повышается требования к четкости и внятности произнесения. Педагог привлекает ребенка к исправлению собственных и чужих ошибок. Дидактические игры пополняются играми на усвоение категории одушевленности – неодушевленности (Что (кого) не стало, вводятся словесные упражнения.

Формирование грамматической стороны речи ребенка – это постоянный непрерывный процесс. Это соотвествует психофизическим основам развития грамматического строя речи. Пояэтому следить за рчью детей нужно не только на занятиях, но и в процесс их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, несправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в тот мемент ребенка, но и у слушающих его детей.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием используются как часть занятия и ежедневно в первой и во второй половине дня в игровой форме.

Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

настольно-печатные;

дидактические;

подвижные игры;

сюжетно – ролевые;

компьютерные игры.

Публикации по теме:

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Ч.1 "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"Часть 1 Термин «грамматика» употребляется в двух значениях: он обозначает,.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи «Страна слов» Программное содержание: вызвать у детей интерес к познавательной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в подборе прилагательных.

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: «Животные Севера и Юга». Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них часто наблюдается расхождение объёма активного.

Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста I. Диагностика исходного состояния грамматического строя у детей дошкольного возраста Цель: выявление состояния грамматического строя у.

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок,.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи де-тей средней группы. Тема: «Дикие животные». Программное содержание: Цель занятия: Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Составили: учителя-логопеды МДОУ № 128 Овсяникова Ю. Т. ,Смирнова Л. Г., МДОУ № 6 Балдина Л. П. Тема: «Сравнительная степень качественных прилагательных».

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку» Цель: закрепить умение детей правильно употреблять изученные предлоги в речи. Задачи: 1. Развивать грамматический строй речи через упражнения.

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Для речевого развития ребенка очень важна игровая деятельность, через которую он познает окружающую его реальность. Необходимо обращать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 июля 2015 в 21:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Грибанова (УИ 49706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД