Минина Татьяна Ивановна
План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Матушка печка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста
«Матушка печка»
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Программные задачи образовательных областей
Воспитательные
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста „Матушка печка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,
народным традициям;
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, интерес к русскому фольклору.
Воспитывать уважение к труду.
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. (Социализация)
Развивающие
1. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;
2. Сформировать у детей образные представления об организации внутреннего пространства избы;
3. Развивать внимание, память, развивать творческое воображение, логическое мышление. «Познание»
4. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, описывать и строить предложения. «Коммуникация»
5. Развивать интерес к ремёслам наших предков.
6. Формировать новые знания.
Образовательные
1. Расширять представления детей о быте русского народа в старину,
2. Знакомить с кухонной утварью, её использованием.
3. Совершенствовать речь как средство общения.
- Закрепить типы словообразования.
- Формировать умение подбирать яркие эпитеты - прилагательные
- Упражнять детей отвечать на вопрос «какой?», активизация прилагательных в речи.
-Упражнять в ведении диалога. «Коммуникация».
Образовательная область «Социально-коммуникативная».
Прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым; активизировать в речи слова: печка, чугунок, ухват, кочерга самовар.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познакомить детей с предметами крестьянского быта: чугунком, ухватом, самоваром, кочергой.
Образовательная область «Речевое развитие»
Совершенствовать речь как средство общения.
- Закрепить типы словообразования.
-Совершенствование грамматического строя речи (согласование предлогов с существительными). Совершенствование синтаксического строя речи.
«Коммуникация».
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать двигательную активность.
Ожидаемые результаты:
Проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта крестьян; эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами. : изба, печь, чугунок, ухват, самовар.
старина
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «мини-выставка» с предметами быта: чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, половичками, имитация русской печи; мультимедиа «Предметы русского быта».
Презентация фотографий и иллюстрации с изображением предметов русского быта
Предварительная работа: слушание русской народной музыки;
Методы и приё мы:
Словесный.
Наглядный
Компьютерные технологии (ИКТ);
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровая ситуация «Варись, варись, кашка», мини-этюд «Пошла млада за водой».
Игровая Игра «Варись, варись, кашка», мини-этюд «Пошла млада за водой», дидактическая игра «Что в сундучке?», дидактическая игра «Для чего нужны?»
Коммуникативная Беседа, сообщение, вопросы по теме; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; просмотр слайдов по теме «В какой сказке?», «Предметы русского быта: матушка печка»
Чтение х/л Чтение русских народных сказок «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»; потешки, пословицы, поговорки, разгадывание загадок; инсценировка и драматизация сказок
Продуктивная Деятельность в группе (рисование, лепка)
Музыкальная Инсценирование русской народной песни «Пошла млада за водой», слушание народной музыки.
Ход образовательной деятельности
Под русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал.
Педагог. Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.
Слава нашей стороне,
Слава русской земле.
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Устройтесь поудобнее
И послушайте рассказ.
Сегодня мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Русь. (Слайд № 1)
Умный сильный наш народ,
Свою землю бережёт.
А преданья старины,
Забывать мы не должны!
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель. В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка. (Слайд № 2). Печь была центром избы, в которой жила семья. Печь кормила семью, согревала дом. «Без печи изба – не изба», - говорили в старину. В ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Давайте заглянем на печь. (Слайд № 3). Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы). На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки.
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси! – говорили люди в старину.
Педагог приглашает детей к импровизированной печке.
- Посмотрите:
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.
Дети рассматривают чугунок.
- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.
- В нём и кашу варили и картошку.
Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.
-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок?
Ответ детей.
-А для того, чтобы поставить горшок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
- Это делали с помощью ухвата.
-Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужны ловкость да сноровка. Помогите мне поставить чугунок! Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?
Дети пробуют поставить чугунок ухватом в печку. Игра «Варись, варись, кашка»
- А вот ещё одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга – огонь). Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой).
А кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.
Дети рассматривают кочергу.
-Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Дети рассматривают коромысло.
-Сейчас мы с вами попробуем сходить с коромыслом за водой.
Инсценирование русской народной песни «Пошла млада за водой»
Под русскую народную песню «Пошла млада за водой» дети пробуют пронести коромысло с ведерками.
- Любили русские люди ещё и почаёвничать, т. е. чай попить.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар).
- Правильно.
В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.
В XVIII в. в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. (Слайд №4)
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Давайте посмотрим, из чего состоит самовар.
Корпус, крышка, поддон, две ручки, кран, четыре ножки.
Дети рассматривают самовар.
- В наши дни самовар считается традиционным русским сувениром.
Издавна люди украшали самовары, раньше делали надписи. Ручки, ножки, края самовара могли быть выполнены в виде рыб, петухов, львов и др. Сейчас самовары стали электрические, расписывают их разными росписями – гжельской (Слайд №5, хохломской (Слайд №6, жостовской (Слайд № 7)
- Ребята, вы загадки любите отгадывать? Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе.
Дидактическая игра «Для чего нужны?» (Слайд №8)
По каждому предмету загадывает загадки).
Тогда слушайте.
Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
Железный конь
Скачет в огонь. (кочерга).
Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
У меня есть сундучок. Не простой, а старинный. В нём все время что-то хранится.
Давайте мы в него заглянем и посмотрим, что там есть.
(Дети заглядывают в сундук. В нём книжки русских народных сказок «Морозко», «Хаврошечка», раскраски «Кувшин»)
Ребята, это вам подарок. Я хочу, чтобы вы прочитали эти сказки. Знание этих сказок подскажет вам, с чем вы познакомитесь в следующий раз на нашей мини-выставке.
Под русскую народную мелодию дети уходят в группу.