Ольга Полупаненко
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Грибники» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Грибники».
Программные задачи:
1. Формировать элементарные экологические представления у детей о живой природе : различаем голоса птиц и называем их название (кукушка, ворона, воробей); закрепляем представления об уже известных животных (белка) и зачем делает запасы на зиму;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Грибники“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Воспитывать: бережное отношение к природе в лесу; представления о значении грибов для зверей. Различение грибов на съедобные и не съедобные;
3. Создать условия для наблюдения за ростом грибов и их изменениями;
4. Развивать умение поддерживать игровую воображаемую ситуацию, различать сказочный лес и настоящий;
5. Формировать навыки у детей пользоваться ножницами: вырезывать закругленные формы, надрезать бумагу;
6. Продолжать формировать пространственные представления и умение составлять симметричную композицию из нескольких предметов и кусочков бумаги;
7. Раскрыть творческий потенциал воспитанников; повысить уровень познавательной активности.
Материалы.
У воспитателя игрушка белка с грибом. Образец аппликации : шляпки и ножки для большого и маленького грибов и прямоугольник для юбочки мухомора; на каждого ребенка два прямоугольника для шляпок грибов 8х4 и два 6х3 для ножки грибов, и полоски 2х4 для юбочки. Цвет ножек и шляпок в следующем сочетании: коричневые, рыжие и белые, красные и белые, готовые круги (сделанные дыроколом) для украшения шляпок мухомора. Ножницы, клей, подносы для обрезков бумаги, салфетки.
Ход НОД
Дети сидят на ковре
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в лес за грибами. Как вы думаете. Что нам нужно взять с собой?
Дети: Корзину. (воспитатель показывает корзину, которую ребята сделали своими руками в технике обрывной аппликации).
Воспитатель: Правильно. В нее мы будем складывать грибы. А еще мы возьмем с собой нож. А для чего он нам нужен?
Дети: Вспоминают, что им рассказывал воспитатель о грибах и высказывают свое мнение (что грибницу рушить нельзя, грибы надо аккуратно срезать ножиком).
Воспитатель: Ну что же, вставайте, пойдем в лес! Дети обходят группу, имитируя поход в лес, и подходят к окну.
Воспитатель: Дети посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Где – то еще зеленая трава, а на ней уже лежат осенние листья. Скажите, какого они цвета?
Дети: Красные, желтые, коричневые, зеленые (дети описывают краски осенних листьев)
Воспитатель: Включает фонограмму голосов птиц (кукушка, ворона, сова).
Дети: Прислушиваются и пробуют по звукам назвать птиц.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто так локва прыгает по веткам? Ну, наверно это… (показывает игрушечную белку в руках с грибом)
Дети: Белка.
Воспитатель: Посмотрите, что она держит в лапах?
Дети: Гриб
Воспитатель: как вы думаете, для чего он ей нужен?
Дети : Предполагают: что бы съесть, спрятать, сделать запасы на зиму, отнести другу на день рождение и прочее.
Воспитатель: Да, ребята, конечно - же основной задачей белки, по осени, является сбор запасов на зиму. А что бы ее запасы не пропали, белка сначала что делает с грибами?
Дети: Зарывает в землю, сушит, прячет и т. д.
Воспитатель: А куда же она их спрячет и зачем?
Дети: В дупло. Что бы зимой съесть. Грибы де не растут зимой. Очень много снега и т. д.
Воспитатель: Да, и будет питаться всю зиму. Ну, раз белка попалась нам на пути, значит мы с вами на верном пути. Воспитатель обращает внимание детей на муляжи грибов : - «Ой, ребята, что это?»
Дети: Грибы! Посмотрите, какие они все разные. Вот этот гриб растет под березой, посмотрите, как он на нее похож! Ножка у гриба такая же белая, а на ней темные полоски и точки. Как бы вы его назвали?
Дети: подберезный, березный, березовый, подберезовик (воспитатель подсказывает, дает правильное название, если они сами не могу подобрать слово).
Воспитатель: А вот гриб, который растет под осиной. Как бы вы его назвали?
Дети: осиновый, подосиной, подосиновый, подосиновик (воспитатель подсказывает, дает правильное название, если они сами не могу подобрать слово).
Воспитатель: А вот еще гриб : рассмотрите его внимательно, опишите и скажите, как его можно назвать?
Дети: находят, что ножка и шляпка белого цвет и гриб толстенький, упитанный. И его можно назвать: толстяк, беляк, белый (воспитатель подсказывает, дает правильное название, если они сами не могу подобрать слово).
Воспитатель: А вот посмотрите, какой гриб интересный.
Дети: описывают по цвету, форме, величине.
Воспитатель: у этого гриба есть одна особенность, его шляпка очень жирная на ощупь, как масло. И прозвали его по – этому… Как вы думаете?
Дети: Масляный, жирный, масло, масленок (воспитатель подсказывает, дает правильное название, если они сами не могу подобрать слово).
Воспитатель: Ох, сколько грибов мы наши. Скажите ребята, а какие это грибы?
Дети: Лесные, живые, съедобные.
Воспитатель: Что с ними можно делать?
Дети: Их можно собирать и кушать, сушить, варить, жарить (воспитатель сообщает детям. Что кушать людям их можно только в вареном или жареном виде, а вот животным можно в сыром виде)
Воспитатель: показывает грибы, которых не на территории ДОО их можно увидеть только на картинке: мухомор и поганка.
Дети: разглядывают грибы, описываю и пробуют дать им название.
Воспитатель: предлагает детям вслушаться в название грибов Мух-О-Мор : про него люди говорят: Мухомор красив на вид, но опасен, ядовит! От него даже мухи умирают. ПОГАН-ка – про нее люди говорят: съешь такую и сам побледнеешь! Для людей эти грибы опасны- несъедобны, в пищу их употреблять нельзя! Для некоторых зверей эти грибы является кормом.
Дети : сообщают ту информацию, которую они знают о несъедобных грибах. Предлагают пойти в лес и затоптать все мухоморы и поганки!
Воспитатель: объясняет детям, что эти грибы опасны только для людей, а для зверей они являются кормом.
Дети: Тогда не будем их топтать! Звери останутся голодными и умрут!
Воспитатель: Вот ребята, сколько всего интересного мы с вами сегодня узнали. Как вы думаете, мы должны беречь природу и заботиться о всех ее обитателях!
Дети: Да! Объясняют.
Воспитатель: Запомните: то, что для одного яд, для другого - лекарство. Давайте в нашу корзинку положим только съедобные грибы, а я довитые возле нее.
Дети: да, что бы звери могли поесть мухоморы и поганки, а съедобные грибы можно отнести домой и суп сварить.
Продуктивная деятельность.
Изготавливаем корзину. Знакомство с приемами обрывания бумаги.
Посредством беседы уточнить строение корзины (ее частей и формы, плетеная). Предложить детям нарвать мелких разноцветных кусочков из бумаги. Наклеить их на основание будущей корзины таким образом, что бы не было дырочек (грибы могут выпасть из корзины). А ручку можно наклеить из цветной бумаги черного цвета, только ее надо немного помять, что бы ручка получилась закругленной.
Изготавливаем грибы. Знакомство с приемами закругления и вырезания и надрезания деталей.
Посредством беседы уточнить строение гриба (его части, их форма). Основное внимание уделить форме шляпки (сверху закруглена, а снизу прямая). Обводить шляпку и ножку пальцами.
Воспитатель в замедленном темпе показывает и объясняет прием закругления: начинаю закруглять шляпку от нижнего угла прямоугольника и веду ножницы к середине его верхней стороны. Левой рукой поворачиваю бумагу навстречу ножницам. Довела разрез до середины и у меня отпал один уголок прямо на поднос. Продолжаю закругленный разрез от середины до нижней стороны прямоугольника. Второй уголок отпал и тоже упал на поднос. Обрезки бумаги е будут валяться на столе. Получилась полукруглая шляпка гриба (проводит пальцем по верхнему закругленному краю). Делает повтор на второй заготовке, а дети комментируют. Пробуют выполнить самостоятельно (воспитатель помогает каждому ребенку).
Воспитатель в замедленном темпе показывает и объясняет прием надрезания: беру за край узкую длинную полоску в правую руку так, чтобы она свисала вниз. Делаю надрезы с одной стороны полоски (не дорезая полоску до конца). Делает повтор на второй заготовке, а дети комментируют. Пробуют выполнить самостоятельно (воспитатель помогает каждому ребенку).
Обратить внимание детей на то, что шляпки и ножки грибов клеем намазываем полностью, а у юбочки – край, который остался не надрезанным.
Испачканные руки дети вытирают салфетками. Так же салфетками дети убирают лишний клей с работы.