Получи документы

Логоритмика как основа сочетания музыки и движения

Таранова Ирина Валентиновна
Логоритмика как основа сочетания музыки и движения

Цель:

коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- формирование правильного дыхания;

- развитие способности ориентироваться в пространстве;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

- формирование навыка релаксации;

- развитие и коррекция музыкально - ритмических движений.

Проблема.

Публикация «Логоритмика как основа сочетания музыки и движения» размещена в разделах

В настоящее время проблема развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится всё более актуальной из - за увеличения числа детей, страдающих от различных нарушений речи.

Это явление наблюдается по ряду причин, таких как недостаточное внимание со стороны родителей, частое использование гаджетов вместо живого общения с ребёнком, увеличение заболеваемости детей, плохая экология и различные аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи.

На занятиях, включая музыкальные, у многих детей наблюдается излишнее напряжение мышц при движениях. Особенно у детей с задержкой речевого развития. Они также имеют трудности с поддержанием ритма, общей моторикой и слабо развиты артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности.

У детей - логопатов также наблюдается недоразвитие определенных психомоторных функций, таких как внимание и память, а также неадекватная подвижность и координация движений пальцев рук.

Это влечёт за собой неуверенность в своих способностях и негативные последствия, которые могут затормозить творческий потенциал детей.

Поэтому становится необходимостью находить эффективные и интересные формы коррекции речи, развития двигательных и музыкальных способностей, которые будут привлекательны для детей.

Следует отметить, что дети с речевыми дефектами часто имеют и другие личностные особенности.

Актуальность.

Затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми.

Однако в последнее время всё больше детей гиперактивных, или наоборот, пассивных, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает.

В тоже время практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счёт «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем.

Самый значимый для речевого развития возраст 2 - 7 лет. Считается, что именно логоритмика дома и в детском саду может помочь малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

Новизна.

Дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому дошкольное детство можно считать началом формирования развития речи и мышления личности.

Эффективно продуманная среда позволяет организовать разнообразные формы работы: утро начинается с утренней гимнастики.

Наряду с традиционным её проведением, проводится гимнастика с мелодекломацией, которая включает различные комплексы логоритмических упражнений, упражнений на дыхание.

Эти комплексы благотворно влияют на эмоциональное состояние дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность с детьми осуществляется в следующих формах: сюжетные, комплексные, интегрированные, тематические, игровые.

Постепенно у детей выявляется творческий потенциал, развиваются их двигательные способности, затем происходит всестороннее развитие личности дошкольника через развитие его творческих способностей.

Развивается познавательная активности, воображение; формируются навыки самовыражения через движение посредством музыки; развивается чувство ритма, внимания, умение согласовывать движения с музыкой.

Логоритмика - это движение соединённое с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольника в сочетании со словом и музыкой.

Новизна - использование логоритмики как стимулирования речевой активности детей и основы развития чувства ритма и координации движений в доступной для дошкольников форме – логоритмических занятиях, играх и упражнениях в системе музыкального воспитания детей.

Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмики дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. А. Ветлугина, А. В. Кеннеман и другие.

Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения.

Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем.

Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Укрепляется костно - мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно -пространственных упражнениях.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально -ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Такими средствами являются:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

- ритмические упражнения;

- пение;

- упражнения в игре на инструментах;

- самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями;

- игровая деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.

Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шёпотом и громко. Затем произносятся шёпотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры - драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т. д.

Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий :

- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д. ;

- стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;

- длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение; - преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст движениями;

- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения;

- стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных возможностей.

Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.

Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п.

Содержание и формы драматизиции должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.

В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.

На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой» : дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками.

Например, игра «Музыкальное эхо» : один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.

На логоритмических занятиях полезно использовать игры -драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу дошкольника, его деятельность, положительно влияют на личность.

Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы дошкольника, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательные функции воспитанников.

Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.

Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей.

Занятия по логоритмике включают следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.

Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Благодаря этим упражнениям воспитываются устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому.

Дети учатся распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.

Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Для дошкольников, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счётные упражнения.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счёт в пределах 1-10. Чаще всего счётные упражнения – это разнообразные считалки.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).

Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Ритмические упражнения.

У ребят с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов.

Проговаривая многосложное слово, они не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её.

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, детей необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз.

Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребёнка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями.

Основная задача этих упражнений – сформировать у воспитанников чувство музыкального ритма в движении.

9. Развитие чувства темпа.

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи.

Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение.

Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

11. Игра на музыкальных инструментах.

Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

12. Пальчиковые игры.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

13. Упражнения на развитие мимики.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Они могут выполняться как под музыку, так и без неё, под счёт.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

16. Коррекция звукопроизношения.

На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Фотоотчет «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников»Фотоотчет «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников» Фотоотчет «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников». Правила дорожного движения — важная информация, которую должен.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группеКонспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группе Ко дню рождения композитора Л. В. Бетховена Программные задачи: развивать эмоциональную отзывчивость у воспитанников на музыку грустного.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «В мире музыки Бетховена» Программные задачи: развивать стремление к самовыражению в процессе восприятия музыки и элементарного музицирования, формировать умения.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как основа сочетания музыки и движения
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 21:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД