Вадим Харитонов
Инновационная деятельность. Работа с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида
детский сад №6 «Орлёнок»
Работа по инновационной деятельности инструктора по физической культуре Харитонова Вадима Валентиновича «Физическое развитие детей с нарушением зрения»
г. Тейково
2014 год
Публикация «Инновационная деятельность, Работа с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
Изучая состояние здоровья детей с нарушением зрения, можно соотнести его с общей тенденцией ухудшения здоровья детского населения. В России за последние годы наблюдается увеличение рождаемости больных детей. По социологическим данным к основной группе здоровья можно отнести не более 14 % детского населения, а у остальных 86 % детей наблюдается разной степени выраженности либо функциональные нарушения – 49,9 %, либо хронические заболевания – 36,6 %. У детей с нарушением зрения довольно часто наблюдаются болезни опорно-двигательного аппарата, неврозы, нервно-психические расстройства.
Работаю с коррекционной группой второй год, но даже за столь короткое время успел сделать для себя определенные выводы:
Создание игровых ситуаций на занятиях по физкультуре организует ориентировочную деятельность в процессе работы с моделями и схемами. Дети, выполняя задание в условном плане, затем переносят его в реальное пространство.
Организация подвижных игр, игр спортивного содержания и игровых заданий, позволяют решать задачи прослеживания, локализации видения всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей.
Для развития ориентировки в макроплоскости применяю бег и прыжки по клеткам, передвижение по шведской стенке и т. д.
Физическое воспитание позволяет развивать и совершенствовать ориентировку в макроплоскости и макропространстве. Примером могут служить ОРУ, спортивные и подвижные игры и т. д.
В своей работе стараюсь как можно чаще использовать музыкальное сопровождение, что воздействует на эмоции детей с нарушением зрения, создает у них определённое настроение, влияет на выразительность детских движений, служит в своем роде ориентиром.
Использование предметов и снарядов (гимнастическая палка, мяч, флажки, султанчики, обручи, скакалки, скамейка, гимнастическая стенка и др.) создает у детей интерес к занятию, оказывает влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, пространственных отношениях.
Особое внимание стараюсь уделять особенностям и отбору ОРУ для детей с нарушением зрения. Сделав эти упражнения коррекционной направленности, обогащению зрительно-сенсорного опыта. Еще одной из методик проведения занятий с детьми коррекционной группы стала в нашем саду фитбол гимнастика. Шар, форму которого имеет мяч, посылает информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливают эффект от занятий. Увлекательность данным занятиям придают красивые, разноцветные мячи, музыка, игровые упражнения.
Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить следующее. Дети коррекционной группы стали более осознанно относиться к занятиям. Повысился эмоциональный настрой, заинтересованность в конечном итоге. Коррекционная группа принимает активное участие во всех мероприятиях (развлечениях, спортивных досугах, праздниках).
Использование различных методик способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-воспитательной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь, способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением зрения.
На занятиях часто используем имитацию движений животных, птиц. Это позволяет внести элементы интереса, забавы,способствует закреплению зрительного образа.
В своей работе наряду с традиционным образованием, стараюсь использовать игры и упражнения для детей с нарушением зрения с использованием не стандартного оборудования.
"Подъемный кран"
В игре используется шнур длиной 5 метров, продетый через баскетбольное кольцо. К одному концу шнура прикреплен пластмассовый шар, к другому палочка для наматывания шнура. Принцип игры заключается в том, что ребенок стоя не подвижно, перебирает руками палочку - шнур наматывается и за счет этого шар поднимается вверх. Эта игра хороша для детей со сходящим косоглазием.
"Цветные кольца"
На высоте 150-170 см на противоположных концах зала закрепляется шнур с нанизанными на него разноцветными кольцами. С помощью гимнастической палки дети переводят кольца на другую сторону зала. Данная игра способствует активизации зрительных функций, развитию зрительно-моторной координации.