Людмила Фомина
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Чтобы помощь таким детям была максимально эффективной, необходима соответствующая работа всех педагогов, работающих с детьми данной категории.
Публикация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
В исследованиях Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю. указано, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо - ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учёт обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.
Агранович З. Е. рассматривает коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов как работу по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В работе над данной проблемой выделяет два этапа: подготовительный (проводится на невербальном и вербальном материале; цель этапа - подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка); собственно коррекционный (на вербальном материале; цель этапа - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов). Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учётом возраста, интеллектуального и речевого развития ребёнка.
В качестве одного из основных признаков нарушения слоговой структуры слов у дошкольников Ткаченко Т. А. выделяет искажение воспроизведения стечений согласных звуков. Ведущее место в системе коррекционных упражнений отводит отработке стечений согласных с опорой на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие.
Мною подобран разнообразный материал, способствующий формированию слоговой структуры слова : пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, песенки, потешки, считалки, речевой материал (для заучивания, на отражённое проговаривание предложений, договаривание слов, упражнения типа «Исправь ошибку», «Закончи слово», «Подскажи начало слова», «Что изменилось в слове?», «Назови лишнее слово», а также ритмические и подвижные игры, задания на слоговой анализ слов. Например, при изучении темы «Овощи, фрукты» детям дошкольного возраста предлагаются следующие виды заданий: пальчиковая гимнастика, упражнение на координацию речи с движением, а также различные приё мы: 1) протяжное пропевание названий овощей и фруктов с выделением слогообразующих гласных; 2) сочетанное с шагами произнесение ряда гласных звуков: АОУ, АУИ, АОУИ (перед ребё нком обозначена цель: дойти до яблока по «звуковой дорожке»); 3) материал для заучивания. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются такие приёмы, как: 1) «Подбери название овоща (фрукта) к заданному количеству хлопков»; 2) игра «Магазин» (играющим раздаются «деньги» - карточки: **, ***, ***, а у педагога картинки с овощами и фруктами; ребёнок «покупает» тот овощ или фрукт, в названии которого соответствующее количество слогов); 3) «Закончи моё слово» : огур (цы, бана (ны); 4) «Угадай или подбери название овоща (фрукта) к ритмическому рисунку» : Ххх яблоко, тыковка, хХх бананы, гранаты, ххХ мандарин, помидор; 5) «Исправь ошибку» (в словах переставлены звуки) : яклобо, пукаста, рогох; и др.
Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала в практической работе эффективно способствует коррекции у детей речевого дефекта, недостатков внимания, мышления, памяти, мелкой моторики пальцев рук.
Использованная литература:
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - М. : Гном и Д, 2001.
2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М. : Книголюб, 2005.- Серия «Логопедические технологии».-96 с.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб. : Детство-пресс, 2001.
4. Светлова И. С. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М., 2001.
5. Ткаченко Т. А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – М. : Гном и Д, 2004