Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»

марина лунева
Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с невербальным материалом

1. «Узнай музыкальный инструмент».

Цель: Развитие слухового гнозиса.

Материал: предметные картинки с изображением музыкальных инструментов; музыкальные инструменты.

Ход: Сначала логопед называет инструменты - дети показывают картинку, затем логопед за ширмой играет на музыкальном инструменте, потом спрашивает, какой инструмент они услышали.

2. «Короткий и длинный звук».

Цель: Дифференциация длительности звучания неречевых звуков.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР“» размещена в разделах

Материал: музыкальные инструменты : барабан, дудка, бубен, губная гармошка.

Ход: Логопед говорит, что все инструменты звучат по-разному, предлагает послушать и сравнить: игра на барабане - короткий звук, на дудке - длинный и т. д.

3. «Сколько раз ударили в барабан».

Цель: Развитие слухового внимания и памяти.

Материал: барабан.

Ход: Логопед бьет в барабан, сколько раз он ударит, столько раз дети хлопают в ладоши.

4. «Воспроизведение ритма».

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход: Логопед предлагает ребенку хлопнуть столько раз, сколько точек на карточке.

Работа на вербальном материале.

1. «Репка».

Цель: Формирование пространственно - временных представлений. Материал: картонажный настольный театр по сказке «Репка».

Ход: Предложить ребенку поиграть в сказку и выяснить, кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.

2. «Паровоз».

Цель: Формирование интонационной выразительности речи.

Ход: Дети встают друг за другом, образуя вагоны паровоза.

Логопед: По железной по дороге

Едет - едет паровоз.

Едет - едет паровоз –

Деток далеко повез,

паровоз кричит:

Дети: Ду - ду!

Я иду - иду - иду!

Логопед. А вагоны стучат, а вагоны говорят:

Дети: Так - так -так! Так - так - так!

Логопед: Где первый вагон? (ребенок, который идет впереди произносит: «Ду - ду», и так поочередно.)

Затем задание усложняется: логопед произносит порядковый номер, а дети должны, услышав свой номер, произнести «Ду - ду».

Работа над гласными.

1. «Окошко, трубочка».

Цель: развитие органов артикуляции.

Ручная поза звука Ручная поза звука

[а] «Окошко». [у]«Трубочка».

2. «Хоботок, заборчик».

Цель: развитие органов артикуляции.

Ручная поза звука [о] Ручная поза звука [и]

«Хоботок» «Заборчик»

4. «Произнеси звуки».

Цель: формирование и закрепление понятия «гласный звук». Материал: карточки с точками.

Ход: Детям предлагается произнести звук [а] столько раз, сколько точек на карточке.

5. «Хлопни».

Цель: Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и речеслуховой памяти.

Ход: Произнесите звук А (О, И,У) столько раз, сколько я хлопну в ладоши.

Работа над слогами.

1. «Часики».

Вариант 1. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

1. «Гармошка».

Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке.

2. «Лошадка».

Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям).

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить: а) заданное количество движений, б) движения в заданном ритме.

3. «Барабан».

Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы (д-д-д-д).

Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).

Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

4. «Гудит самолет».

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы».

Руки выполняют вращательные движения.

6. «Гудит пароход».

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы».

Кисти рук сложены «лодочкой», большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.

8. «На грядке».

Цель: Развитие слоговых представлений.

Материал: предметные картинки с изображением овощей.

Ход: Что растет на грядке? огу. (рцы, капу. (ста, реди. (ска, ре. (дька, морко. (вка). Как можно назвать это, одним словом?

9. «Пальчики здороваются».

Цель: Развитие мелких движений пальцев рук.

Ход: на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится слог.

10. «Игра с мячом».

Цель: Развитие слогового синтеза.

Ход: Логопед бросает мяч и называет звук, а дети возвращают мяч и называют слог с этим звуком (о - сто, у - сту и т. д.)

11. «Сосчитай».

Ход: Сосчитай, сколько слогов я произнесу (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

12. «Наращивание слогов».

Ход: Скажи на один слог больше чем я (са - со.).

1. «Чистим зубы».

Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних).

Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.

2. «Вкусное варенье».

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу.

Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

3. «Бочка».

Вариант 1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Кисть левой руки выпрямлена (положение «ребро», кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот).

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

4. «Качели».

Цель: развитие органов артикуляции и координации движений рук.

Ход: Вариант 1. Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз.

Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения.

Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

5. «Горячий чай».

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднят вверх и движется вперед-назад («остужаем горячий чай»).

Кисти рук соединены в форме «чашечки», руки движутся синхронно с языком.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения.

Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

7. «Телеграф».

Цель: Развитие слухопроизносительного ритма.

Ход: Дети должны передать слово, отстучав его ритмическую структуру слова : фонтан, паутина, магнитофон. Отстукивают сначала с проговариванием вслух данных слов, затем беззвучно.

8. «Работа».

Ход:

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание).

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту (повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам).

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги («Распашонка» - присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку).

9. «Разрезные картинки».

Ход: Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в

слове.

10. «Рассели животных по домам».

Материал: предметные картинки с изображением животных.

Ход: Рассели животных по домам (четырехэтажный - обезьянка, медвежата, черепаха).

11. «Лишнее слово».

Материал: Предметные картинки.

Ход: Назови лишнее слово по количеству слогов : мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

12. «Длинные и короткие слова».

Материал: предметные картинки.

Ход: Ребенку предлагается ряд картинок, из них надо выбрать самое длинное слово - название изображенного предмета, самое короткое.

Работа над фразой,

1. «Фишки».

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги.

Ход: У ребенка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова : сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

2. «Птицы».

Цель: Развитие навыка воспроизводить слоговую структуру слова.

Материал: предметные картинки с изображением птиц.

Ход: Ва - ва - ва - сидит на дереве. (сова).

Долбит он в лесу сук,

Раздается: тук, тук, тук (дятел).

С золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом (петух).

На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и. (синицы).

Немного я его боюсь

Эта птица - важный. (гусь).

3. «Строим скворечник».

Ход: Как называются птицы, которые живут с человеком? (домашние) Назовите этих птиц (гусь, петух, курица). О домашних птицах заботится человек, а кто заботится о диких птицах? Давайте для них построим скворечник.

Мы строители (прижать руки к груди, затем вытянуть их вперед)

Тук - тук молотком, (ударять кулачками друг об друга, постепенно поднимая руки вверх)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей (поднять правую руку вверх, затем сложить ладони «домиком»).

Дом большой и видный вышел (поднять прямые руки вверх).

Дом скворечником зовем

Мы расселим птичек в нем (помахать кистями, имитируя полет птиц).

4. «Расселим птиц».

Ход: Нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселить птиц, в названии которых 1 слог, на втором - 2 слога и т. д. Ворона, гусь, петух, сова, дятел, сорока, синица, курица.

5. Чтение стихотворения с отхлопыванием ритма.

Цель: развитие слухопроизносительного ритма.

Ход: Загудел паровоз!)

И вагончики повез.! !)

- Чох - чох - чох, чу - чу - чу!!)

Далеко я укачу!! !)

6. Составление предложений.

Материал: сюжетные картины.

Ход: Что изображено на картине? (паук, паутина, стена) Составьте предложение по картине (На стене висит паутина. Паутину сплел паук.)

7. Игра с мячом.

Цель: развитие слогового анализа.

Ход: Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, а дети ловят поочереди, повторяют слово и ударяют об дол мячом столько раз, сколько слогов в названии этого слова.

Публикации по теме:

Формирование правильного произношения и различения звуков с из в словах различной слоговой структуры Формирование правильного произношения и различения звуков с и з в словах различной слоговой структуры. Цель: 1. Закрепить навыки различения.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет Работа творческой группы учителей-логопедов г. Перми Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390» Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400» Крохиной.

Из опыта работы. «Слоговой аукцион» (методические рекомендации …) Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский Игры со словом и звуками интересны дошкольнику.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип — трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Логопедическое занятие слоговой состав слова «Осень» для детей 1 класса с ФФН Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез слов. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м. р. и ж. р. Лексическая.

Мастер-класс «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создать условия для овладения родителями игр и упражнений направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова. Задачи:.

Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы» Актуальность проекта. Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»
Опубликовано: 24 августа 2015 в 12:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем марина лунева (УИ 103546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД