Светлана Алексеевна Андрюхина
Коррекция слоговой структуры
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.
Общее недоразвитие речи дошкольников бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако в практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопоталогических синдромов встречается очень часто.
Публикация «Коррекция слоговой структуры» размещена в разделах
Среди разнообразных нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР) одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.
У детей этой категории нарушения слоговой структуры слова обусловлены расстройством моторного уровня деятельности артикуляторного механизма и несформированностью фонематического слуха. То есть дети затрудняются определять взаиморасположение и связь слогов в слове, а нарушенное звукопроизношение определяет пропуски и замены в слоговом составе слова.
Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.
Для детей с общим недоразвитием речи доминирующим является нарушение фонематического слуха и трудность артикулирования, а если еще и в сочетании с ЗПР то в добавок недоразвитие речеслуховой памяти, внимания, восприятия, мышления и тд. Данная проблема очень актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации словаря, по развитию грамматического строя, формированию связной речи, а так же психических функций.
Процесс формирования слоговой структуры слова требует специального коррекционного воздействия, которое направлено на:
- развитие сенсорных возможностей ребёнка;
- развитие способности к фонематическому анализу и синтезу;
- активизация речевого подражания;
- на постановку отсутствующих и автоматизацию имеющихся звуков.
Работа по всем направлениям проводится параллельно.
В нашей логопедической группе детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия.
В коррекционной работе я выделила два этапа.
1. Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Цели: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.
2. Собственно коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.
Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребёнка.
Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений Помимо коррекции речи со стороны логопеда, с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, математике и тд., воспитатели и психолог.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает :
- воздействие на все компоненты речевой системы;
- широкое использование учебно-игровых приёмов;
- построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
- индивидуально-дифференцированный подход.
Чтобы работа по овладению слоговой структурой не была механической и скучной для детей, необходимо использовать различные игровые приёмы. В своей работе я стараюсь широко применять интересные приёмы и это положительно влияет на восприятие детей речевого материала.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Упражнения на уровне слогов :
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Игра «Слоговые кубики»
Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.