МААМ-картинки

Квест — игра как эффективная форма развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи

Татьяна Власова
Квест — игра как эффективная форма развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи

«Квест - игра как эффективная форма развития познавательной активности

детей с ОНР».

Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Поэтому основная наша задача как педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Особенно если это дети с ограниченными возможностями здоровья. Одной из таких технологий является квест-технология.

Публикация «Квест — игра как эффективная форма развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Работа над квестами в группе компенсирующей направленности имеет свои особенности, непосредственно связанные с особенностями развития детей с ОНР : низкая познавательная активность, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, бедность представлений об окружающих предметах и явлениях, различные речевые нарушения и т. д. Их достаточно сложно заинтересовать и организовать.

Одним из главных условий правильной организации воспитательного процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, является знание структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции.

Поэтому большим плюсом в применении квест-технологий, является тесное взаимодействие всех специалистов нашего детского сада. Именно в таком взаимодействии мы можем наблюдать сотрудничество детей и взрослых как равноправных партнёров.

При создании и организации квест-игр для воспитанников группы компенсирующей направленности, мы придерживаемся таких принципов, как:

Доступность заданий: задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников;

Системность: задания логически связанны друг с другом;

Эмоциональная окрашенность заданий: методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приемами;

Разумность по времени: необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохраняли интерес к игре;

• Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;

• Интеграция образовательных областей;

• Добровольность образовательных действий ребёнка;

• Присутствие выбора.

Также очень важно при подготовке квеста учитывать :

• Игры должны быть безопасными;

Недопустимо унижать достоинство ребенка, если у него что-то не получилось;

• Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Как были организованы и протекали Квесты? Погружение в темы, происходило в рамках тематических недель в соответствии с комплексно-тематическим планированием по программе Н. В. Нищевой и Куражевой. Н. Ю.

Первый наш квест «Хлеб-всему голова!» прошел осенью.

Ребята должны были выполнить различные задания в разных местах детского сада, получить за каждое выполненное задание продукт, который необходим для того, чтобы испечь хлеб. В конце нашего увлекательного путешествия мы смогли поставить в духовку выпекаться настоящие булочки, а потом ими угоститься.

В ходе квестов у детей происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Очень интересно и увлекательно прошел квест-экскурсия по «Профессиям детского сада». Сначала воспитатель с детьми повторила профессии, пройденные в рамках тематической недели, затем дети выделили профессии, которые мы можем встретить в детском саду и составили план - карту экскурсии. Дети оделись в костюмы обозначенных профессий и отправились на экскурсию. Следуя по карте, ребята побывали в медицинском кабинете, где врач подробно рассказала им об особенностях свой профессии и провела показательный инструктаж по выполнению осмотра пациента.

Также ребята побывали и на кухне детского сада, где повара рассказали им о процессе приготовления обеда. Дети увидели огромные кастрюли, в которых повара готовят, чтобы еды хватило на всех детей в детском саду. В прачечной дети познакомились со всеми видами техники, которая необходима для того, чтобы они вытирались чистыми полотенцами, спали на свежем постельном белье. Увидели, что всё тщательно выстиранное и выглаженное белье аккуратно храниться на высоких стеллажах.

По возвращении в группу с ребятами была проведена игровая рефлексия «Свари суп из овощей и компот фруктов», лото «Кому, что нужно для профессии».

Организовывая образовательный процесс, таким образом, мы стараемся, чтобы формы и методы работы с детьми, были направлены на ребенка, при этом придерживаемся позиции «не над ребенком, а вместе с ним».

Самым необычным и интересным для ребят показался познавательный квест «Путешествие в далёкий космос», которой ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческой истории. В музыкальном зале ребят встретил Звездочет, который предложил детям просмотреть с помощью проекционной системы Погумакс дизайнер, видеофрагмент от Звездочки, которая рассказала ребятам о всех планетах нашей солнечной системы.

Затем детям с помощью строительных модулей было предложено починить сломанную ракету, на которой они смогут отправиться в путешествие по все планетам солнечной системы.

Первая планета, где побывали дети, была Марс, на которой дети должны были разгадать загадки от Звездочета. Самый активный ребенок получил в награду маску планеты Марс.

Побывав в гостях у Космонавта и выполнив задание «Подбери соответствующую одежду для космонавта», дети отправились по всем остальным планетам солнечной системы.

В кабинете логопеда их встретила хозяйка планеты Нептун, где детям необходимо было выполнить следующее задание «Вставь слоги в ракеты и прочитай». Хозяйка Планеты провела с детьми пальчиковую игру «Полет на луну»

Во время путешествия по планетам детям была показана презентация о том, как космонавты питаются во время полета в космос, что вся еда у них была в пакетиках. Детям было тоже предложено попробовать еду из пакетов. (Сладкое пюре)

Проходя испытания на всех станциях детям предстояло решить множество познавательных заданий «Подбери тень», «Соедини ракеты со своими геометрическими фигурами», «Найди пару», «Найди отличия», «Математические пазлы» и другие. В ходе выполнения заданий каждый ребенок получил в награду маску.

С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

Для проведения всех видов квестов мы используем групповые комнаты, приемную, музыкально - физкультурный зал, кабинет логопеда, кабинет педагога-психолога, кухню, прачечную, медицинский кабинет, коридор и лестничные пролеты. Чем больше помещений детям нужно было пройти, тем больше азарта вызывало у детей квест.

Закончилось наше путешествие в музыкальном зале, где музыкальный руководитель провела с детьми подвижную музыкальную игру с помощью парашюта.

В завершении квеста дети построили парад планет вокруг солнечной системы.

Дошколята отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку. В ходе реализации квест-игр осуществлялась интеграция образовательных областей, комбинировались разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решались образовательные задачи. Реализованная нами квест-технология была нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Хочется отметить, что решая свои образовательные задачи, не только педагоги, но и дети каждый раз перевоплощались в разных персонажей, в соответствии с темой игры (это и мышка, которая принесла ребятам колоски, и поваренок с медсестрой, а также и космические профессии: звездочет, космонавт, хозяйка Нептуна). Благодаря этому квесты получились очень интересные, содержательные.

Немало важно, что во время проведения квест - игр всем специалистам детского сада предоставляется возможность в естественной игровой среде, получить информацию об особенностях личностного развития детей (интеллектуального, психического, физического и эмоционального, их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет специалистам спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.

Проработав год с применением квест-технологии, были замечены определенные изменения:

• У детей повысилась образовательная мотивация, каждый ребенок включается в активный творческий процесс, усваивает новые знания и закрепляет имеющиеся;

развилась инициативность и самостоятельность. Дети стараются доводить начатое дело до конца, быстро и качественно выполнять задания, находить правильные варианты решения поставленных задач, осуществлять самоанализ и самоконтроль своих действий;

• научились договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараются разрешать конфликты мирным путем.

Поэтому было решено продолжить реализацию данной технологии в образовательном процессе с детьми компенсирующей группы с активным привлечением родителей.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест — игра как эффективная форма развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 4 октября 2023 в 18:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД