Любовь Чепкасова
Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых, лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Хорошо они сочетаются в квест - технологии, или как его еще называют образовательный квест. Квест-технология знакома многим педагогам как игра по станциям.
Публикация «Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Квест» обозначает игру, это поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где воспитанники осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Квесты бывают :
• компьютерные игры-квесты;
• веб-квесты;
• медиа-квесты;
• квесты на природе;
• комбинированные.
Воспитательные и образовательные цели и возможности квест-технологии для старших дошкольников. Различают несколько видов обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, но и нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:
• линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
• штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения учебной задачи);
• кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в дошкольном учреждении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены.
Во время проведения квест – игр педагогу предоставляется возможность в естественной игровой среде получить информацию об особенностях личностного развития детей, их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет педагогу спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.
Квест – это увлекательная приключенческая игра для детей.
Чтобы достигнуть определенной цели, необходимо решать самые разные задачи,
Задачи могут быть: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, так и на улице, на природе (участок детского сада, охватывая все окружающее пространство.
Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество все его историю. Ведь, квест – это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, и верили, что можно найти сказочное дерево или какой – либо предмет, которые могут принести счастье и т. п.
С самого начала квеста участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильное впечатление на их дальнейшую жизнь.
Суть любого квеста состоит в последовательном поиске как можно большего количества целей. Во время игры персонажи оказываются в определенной ситуации и получают задание, которое им предстоит выполнять – искать клад, раскрывать тайны, бороться за сокровища, спасаться от различных бедствий и катастроф и т. д. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Длительность квестов варьируется от 30 минут до нескольких часов. Квесты могут задействовать от 2-3 до нескольких десятков человек. Часто устраивают командные квесты, когда каждая команда на скорость ищет некий предмет или решает определенную задачу. Методика проведения квест-игры для старших дошкольников.
План подготовки игры:
1. Разработать сценарий
2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий
3. Подготовить музыкальное сопровождение
4. Разработать презентацию для вступительной части
5. Оформить наглядные материалы («карты»)
6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
Организацию и контроль за ходом игры осуществляет воспитатель (ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами).
Для составления маршрута используют варианты: маршрутный лист, «Волшебный клубок», карта, «Волшебный экран», участники выполнят задание на станции и идут дальше.
Обязательно организационный момент, это вступительное слово педагога с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы.
Квесты способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять квесты по ходу их проведения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм
обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Данная форма организации воспитательного процесса приносит большую пользу, как взрослым, так и детям. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.
Используемая литература:
1. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С. 44.
2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.