Судоргина Дарья
Кубики историй или сторителлинг как средство развития связной речи детей среднего, старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по теме:
«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Публикация «Кубики историй или сторителлинг как средство развития связной речи детей среднего, старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Мой практический опыт работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т. п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные.
И ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т. д.
Работая в разновозрастной группе, я обратила внимание, что детям нравится деятельность, в которой они вместе с взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Значительная часть детей любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в своей работе, в совместной и самостоятельной деятельности. С этой целью я использовала знакомые всем деревянные кубики, только дополнила их специализированными картинками, создала свои карты, взяв за основу «Карты Проппа».
Разработка и проведение занятий по технологии «Сторителлинг» стали для меня чем-то новым и интересным.
«Сторителлинг» — это интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста. Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения связной речи, воображения, коммуникативных качеств детей.
«Сторителлинг» – это искусство увлекательного рассказа.
Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления кубиков, но в отличие от оригинальных, свои я решила сделать в соответствии с нашими лексическими темами. 12 кубиков, 72 картинки погружают нас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.
Сначала, в связи с тем, что не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, ребятам сложно было придумать развитие событий, даже с опорой на кубики. Поэтому я упростилала задачу: мы начали с совместного составления историй. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий — воспитатель, и т. д. Таким образом, у меня появилась возможность направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Дети довольно быстро учатся! Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимали, как интерпретировать и связывать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Чем больше мы применяли эту технологию, тем больше она нас захватывала.
Теперь «Сторителлинг» я использую во всех видах деятельности. Например, на продуктивные виды деятельности к нам приходят разные герои, которым мы даем имена, наделяем чувствами, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, придумываем действия, которые он выполнит, а мы, тем самым, решая программные задачи.
Занятия по познавательному развитию часто превращаются в посещения «магазина волшебных предметов», различные путешествия, экскурсии, необычные выставки.
На прогулках ребята часто придумывают истории обо всём, что увидели, например, про лист клёна, берёзку, мяч, синицу и даже веник.
Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Незаконченные предложения», «Ассоциации». Особенно детям нравится «Мешочек историй». Он стоит на полке, в свободное время ребенок может взять и поиграть с друзьями. Каждый из игроков достает, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Такой мешочек удобно брать с собой в походы, на прогулку. Можно подобрать игрушки или предметы в соответствии с какой-то темой, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море".
Для визуализации историй мы используем театрализованную деятельность, которая позволяет разнообразить «сторителлинг», дополнив его с помощью кукол, декораций или игрушек.
Сейчас дети могут самостоятельно придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история, сюжет и главного героя. Герой является движущей силой истории. Герою присущ свой характер. Герой не всегда должен вызывать симпатию, но он должен быть цельным, совершать поступки. В идеале — решать проблемы, получая в результате награду. Необходимо действие. Без него «сторителлинг» немыслим.
Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим.
Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения и памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживали» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие - становились смелыми, молчаливые - разговорчивыми. У детей повышалось настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!