Анна Валеева
Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Одна из самых острых проблем в современном дошкольном образовании- развитие речи. Конечно же, в своей работе я использую самые различные средства, технологии, формы и методы для развития речи детей, обогащения и активизации словаря, формирования правильных грамматических форм. Однако в старшем дошкольном возрасте я сталкиваюсь с тем, что у детей появляются трудности в придумывании рассказа или сказки, в сочинительстве или в игре «Продолжи историю». Связываю это с тем, что у детей не очень хорошо развито воображение.
Публикация «Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста „Кубики новогодних историй“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Новый Год в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2020
В своей практике замечаю, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Вот и я стала чаще применять рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории. Стоит только произнести фразу: «Однажды со мной произошёл такой случай…», или «Хочу вам рассказать, как когда-то я…», и сразу внимание детей особенно усиливается.
Совсем недавно я обратила своё внимание на интерактивный метод- «сторителлинг», который направлен на расширение возможностей для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».
Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Я несколько сузила область применения этой техники и адаптировала её для своих детей. Я решила использовать в своей работе игру «Кубики историй».
Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй»). 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать дидактическое пособие «Кубики новогодних историй», которое и предлагаю вашему вниманию.
Для изготовления дидактического пособия «Кубики новогодних историй» использовались:
простые деревянные кубики 4*4*4,
тематические картинки, распечатанные на фотобумаге с помощью принтера
ножницы, клей,
новогодний сундучок- сюрприз.
Так как задумывалось изготовление сюрприза к новогодним мероприятиям, то в дополнение было распечатано и игровое полотно «Зима», которое можно использовать по ситуации.
Описание дидактического пособия.
Цель: стимулирование и развитие умений к сочинительству и речевому творчеству у старших дошкольников.
Задачи:
- развивать все компоненты устной речи, способности к повествованию, придумыванию;
- формировать желание дружественного общения;
- побуждать каждого ребенка участвовать в создании общей истории.
У игры с пособием есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа.
Игра «Бросай и рассказывай».
Первый ребёнок достаёт из волшебного сундучка кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать свою историю. Затем следующий ребёнок достаёт свой кубик и продолжая историю первого ребёнка, рассказывает свою. При этом одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная, неповторимая!
Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому истории можно составлять по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, молчаливые становятся более разговорчивыми, а робких делает смелее.
В идеале – дошкольники рассказывают истории, согласно структуре: вступление, развитие событий, кульминация и заключение.
Для привлечения внимания детей можно предложить варианты вступления:
• Эта история случилась зимой, как раз перед Новым годом….
• Где-то…
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• Давным-давно…
• Все люди ждали наступления праздника и готовились к нему заранее…
• Жили-были….
• Это произошло зимним вечером или в Новогоднюю ночь…
Дидактическое пособие «Кубики новогодних историй» можно использовать для речевой разминки, игрового момента на занятии, в индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использования его практически в любой деятельности как педагогами, так и родителями в работе и играх с детьми.