Марина Шувыкина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода «сторителлинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Кубики историй» как визуальный контент метода сторителлинг.
Подготовила и провела: воспитатель-методист Шувыкина Марина Александровна
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Кубики историй“ как визуальный контент метода „сторителлинг“» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию, развивая логику.
Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.
Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь. Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй», оригинальные «Story cubes» для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй» (Сопровождается показом).
Для изготовления игры «Кубики историй» я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки. Кубики у меня есть «стационарные», картинки на которых не меняются, а есть кубики «мобильные», картинки на которых можно менять.
Сложила их в красочную шкатулку. Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. Суть игры в том, что вы бросаете 9 (или другое количество) кубиков на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.
Напоминаем правила: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Можно попытаться записать ход сюжета, вдруг он и впрямь выйдет интересным.
Практическая часть: работа с педагогами «Мастер-класс «Кубики историй» как визуальный контент метода сторителлинг.
1. Упражнение «Стишки в кубике» (на кубике изображены картинки из детских стихов, игрок должен угадать из какого стихотворения картинка и рассказать его)
2. Упражнение «История в кубиках» (игроки по очереди выбрасывают кубик и придумывают историю).
3. Упражнение «Кубик-помощник» (для расширения словаря) – игрок бросает кубик, на грани куба выпадает изображение какого-либо предмета, игрок рассказывает что это за предмет, называет слово, если затрудняется, педагог оказывает помощь.
Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».
В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
• Однажды, много лет назад…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Когда-то давным-давно…
• Жили-были…
• Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории,где он живет, что делает?
2. Основная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
• Что произошло с героем?
• Кого он встретил или что нашел?
• Что он планирует с этим делать?
Заключение.
• Появляется решение поставленной проблемы.
• Короткий вывод (итог рассказа).
«Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.
Для этого детям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ» и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, в которых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные».
При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н. Э. Теремковой, которая поделена на три части (начало, середина, конец, каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).
Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает середину истории, а третий «ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.
У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ», и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.
У техники сторителлинга широкое применение в речевой коррекции. «Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.
В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи- фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец, и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.
Если увеличить количество кубиков в наборе до 14, то можно использовать его для коррекции нарушений слоговой структуры слова. В комплекте карточек представлены все 14 типов слов по А. К. Марковой. Каждый кубик это 6 слов каждого из 14 слоговых типов.
«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
• Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
• Расширение запаса знаний об окружающем мире;
• Развитие всех речевых компонентов;
• Развитие высших психических функций;
• Развитие коммуникативных навыков детей.
Результативность:
• Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
• Повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
• Готовность педагогов к развитию собственной преобразующей деятельности на занятиях;
• Рефлексия деятельности педагогов в процессе собственной практики.
Рефлексия деятельности «Вопрос-ответ», «Мои впечатления».