Елена Злобина
«Кубики историй» для развития речи и воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Консультация для родителей
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста остаётся острой и по сей день. Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, мы постоянно находимся в поиске новых методов, приёмов, форм для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, пополнения словарного запаса и развития воображения у детей данных категорий. Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр – импровизаций. Два года назад нас заинтересовала интерактивная технология «Сторителлинг», в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Сторителлинг был изобретён и апробирован Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем книга.
Публикация «„Кубики историй“ для развития речи и воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Кубики. Игры с кубиками
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Целью технологии является захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течении всей истории; вызвать симпатию к герою; донести основную мысль истории.
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому им необходима специальная организация общения. Более подходящими под уровень развития детей с нарушениями речи подошли «Кубики историй», которые лежат в основе метода сторителлинг.
Мы начали свою работу с подбора кубиков с знакомыми для детей картинками. Сначала было всего три кубика. Кубики были самодельные : на деревянные кубики наклеивались разные картинки. Затем количество кубиков увеличилось и разнообразились картинки для представления. Сейчас мы приобрели оригинальные «Story cubes» - кубики историй, 9 штук, а также «Речевые кубики» через сеть Интернет.
В чём же заключается техника рассказа историй и, что необходимо учесть при их сочинении.
• Учитывайте возраст и уровень развития речи детей.
• Рассказывайте историю доступным для детей языком.
• Начиная сочинять историю, подумайте, как визуально передать атмосферу событий, как раскрыть тему и погрузить ребёнка в воображаемый мир.
• Соблюдайте очерёдность действий рассказчика (вспышка – начало действия; развитие событий - путешествие героя; кульминация – разрешение проблемы; краткое заключение - вывод).
• Выберите жанр рассказа: сказка, смешная история, детектив или другое.
В нашей копилке использования технологии имеются фразы, которые помогут начинающим педагогам.
Начало истории :
- Однажды…- Дело было так… - В одном королевстве…
- Как-то раз… - Это было прошлым летом…
- Давным - давно…
Середина истории :
- Вдруг… - Один раз…
- А навстречу… - Решил он…
- Там он встретил…
Конец:
- Стали они жить поживать… - Так они жили и не тужили.
- Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец. - Вот и сказка вся.
В своей работе при обучении рассказыванию историй мы опираемся на принципы, которые вывели американские специалисты Чип и Дэн Хиз. Они называют хорошей историей «прилипчивую» историю, которую легко воспроизвести. Вот эти принципы:
1. Простота. Сюжет должен быть простым, похожим на сказку.
2. Неожиданность. Ребёнок непременно заинтересуется сюжетом, когда он чего-то не знает, но хочет знать.
3. Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам.
4. Реалистичность. Дети должны поверить в историю.
5. Эмоциональность. Зависит от рассказчика, насколько он сам эмоционален и выразительна ли его речь.
А также специфический принцип при работе с детьми:
- индивидуализация дошкольного образования детей, при которой учитываются интересы, мотивы, способности и психофизические особенности детей с ограниченными возможностями.
Анализируя эффективность использования технологии «Сторителлинг» в коррекционной работе с детьми, мы пришли к следующим выводам:
- речевая деятельность детей стала более разнообразной: стали придумывать сказки, делать к ним рисунки;
- повысился интерес ребят к деятельности: рассказывают сказки родителям, друзьям;
- у детей отмечается положительная динамика развития психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления и, конечно, речи.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии. «ТЦ Сфера», 2006.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа развития речи дошкольников. «ТЦ Сфера», 2011.
3. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». медиагруппа «Актион МЦФЭР», журнал № 4, апрель 2017.