Татьяна Костюк
Коррекционно — развивающая работа с детьми с ЗПР, осложненное нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Сложный дефект - качественно своеобразное сочетание двух и более дефектов развития, имеющее особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Категорию детей со сложными дефектами составляют:
• Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
• Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
• Дети глухие слабовидящие;
• Слепоглухонемые дети;
Публикация «Коррекционно — развивающая работа с детьми с ЗПР, осложненное нарушениями зрения» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
• Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
• Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).
Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:
• Дети с умственной отсталостью слепоглухие;
• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).
Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т. п.
При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться не резко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер, как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдается их сочетание.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР, осложненное нарушениями зрения
Классификация основных видов ЗПР по К. С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
- ЗПР соматогенного происхождения (причина — перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т. п.
- ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т. п.)
- ЗПР церебрально-астенического генеза (причина — мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией — повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Принимая во внимание все вышесказанное, детям с ЗПР необходим особый подход в обучении. Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Во-первых, коррекционное воздействие должно быть направлено на коррекцию и развитие, а также компенсацию тех психических процессов, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для дальнейшего развития.
Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
Приемы работы с детьми с ЗПР :
Специально организовывать и направлять внимание детей.
Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны упражнения, развивающие все формы внимания.
Строго отбирать наглядные и дидактические материалы, не перегружать ребенка лишней наглядностью. Размещение его таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
Предоставлять ребенку возможность действовать неоднократно в одних и тех же условиях, многократно повторять пройденный материал, т. к. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности
Дробить задание на части и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу (инструкцию) предельно четко и конкретно, т. к. интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
Не принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.
Обращать внимание ребенка на положительный итог его работы.
Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Формировать у ребенка позитивное восприятие себя в коллективе.
Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
Занятие строить по определенной постоянной схеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка; основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания, и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).
Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т. д.
Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР :
1)Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления (наглядно-образного, логического, памяти, внимания (непроизвольного, произвольного, восприятия.
2)Развитие сенсомоторной сферы. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды : сенсорно-стимулирующего пространства; сенсомоторного уголка в группе; качественная подборка дидактических игр и пособий.
Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей. Важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки, задания для развития мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, развития зрительного восприятия.
3)Развитие познавательной деятельности предполагает: развитие сферы образов — представлений; стимуляция мыслительной активности; формирование пространственно-временных представлений; развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; развитие творческих способностей. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей с ЗПР.
4)Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских проявлений, других отклонений в поведении; формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
5)Развитие речи и коммуникативной деятельности, коррекция их недостатков предполагает: целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико -фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.
Успешность преодоления задержки психического развития до поступления ребенка в школу зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, от педагогических условий специализированной помощи.
Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно- оздоровительной, образовательно – воспитательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно- развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.
В структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные). Коррекционно - развивающая работа распределяется между педагогом — дефектологом, психологом, учителем-логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях.
Объяснять родителям необходимость и важность коррекционной работы с ребенком (в том числе и в домашних условиях, что позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Особенности развития детей с нарушениями зрения
Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.
Снижение остроты зрения, кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.
Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.
Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение, особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.
В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.
Виды нарушений зрения
Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).
Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.
По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:
• Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
• Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
• Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).
По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.
Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения
В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:
• Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
• Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
• Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление, а другие – медленнее (овладение пространством, движения).
Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.
Коррекционная помощь, способствующая активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом и тесно связана с лечебными и оздоровительными мероприятиями. Педагогическая работа основана на программах обучения и
воспитания в общеобразовательных учреждениях, на основе которых разрабатываются специальные коррегирующие программы.
Коррекционно-педагогическая работа направлена на : организацию специальных коррекционных мероприятий (развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки; коррекция нарушений других психических функций; лечебная физкультура и др.);
осуществление коррекционных упражнений в учебных занятиях (по математике, развитию речи, рисованию, физической культуре, музыке, труду и др., в играх, в быту.
Специфика и содержание занятий определяется степенью нарушения и уровнем зрительной ориентации:
для слепых детей приоритетными являются развитие осязания, мелкой моторики, слухового восприятия;
для слабовидящих — занятия по развитию зрительного восприятия и активному использованию сохранных анализаторов в пространственной и социально-бытовой ориентировке.
В программе по развитию зрительного восприятия особое внимание уделяется формированию различительных способностей анализаторов, для чего проводятся специальные занятия, побуждающие
ребенка к использованию всех видов сенсорных ориентировок (слуха, осязания, обоняния, вкуса и зрения).
Важно научить ребенка объединять информацию, полученную от зрительного анализатора с информацией от других органов чувств.
Тренировка зрения проводится с раннего возраста в игровой форме.
Ребенка учат фиксировать и прослеживать объекты на различных расстояниях, оценивать расстояние, направление, скорость, различать формы предметов и пр.
Важная роль на занятиях отводится развитию речи как регулятору практических действий. Предусмотрены занятия по лечебной физической культуре и ритмике.
Средства обучения слепых и слабовидящих.
Предусмотрено использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических и плоскопечатных пособий. В основе тифлотехнических средств лежит преобразование визуальной
информации в сигналы слуховые и осязательные.
В школах для слепых уделяется особое внимание обучению чтения и письму с помощью системы Брайля на основе использования тактильных и двигательных ощущений. Учебники по этой системе иллюстрируются рельефными рисунками. Для слабовидящих предусмотрены учебники с укрупненным шрифтом.
В условиях специально организованного обучения дети с ССД способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно. Только точное знание психологических особенностей таких детей, учет индивидуальных возможностей ребенка, соблюдение педагогических условий компенсации дефекта и умение применить их на практике, является непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса.