Оксана Соколова
Кинетический песок как инновационная технология для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Кинетический песок – инновационная технология, для развития детей дошкольного возраста.
Соколова О. В., воспитатель
МДОУ Детский сад № 31
Городского округа Шуя, Ивановской области
Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!
К. Д. Ушинский
Публикация «Кинетический песок как инновационная технология для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Она стимулирует эмоциональное состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно – ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.
Кинетический песок или его по другому называют «живой» песок, это 100% безопасный материал, не имеет запаха, не липнет, не оставляет следов. Детский кинетический песок состоит из 98% чистого кварцевого песка и 2% - силиконовых добавок, которые применяются в пищевой промышленности. Абсолютно БЕЗВРЕДЕН, НЕ ТОКСИЧЕН, ГИПОАЛЛЕРГЕНЕН! Рекомендован детям с – 3-х лет. Я решила попробовать использовать кинетический песок в работе с детьми своей группы.
При работе с ним я ставила перед собой цель: развивать у детей познавательные способности, коммуникативные навыки, развитие эмоционально- личностной сферы, развитие мелкой моторики рук.
Дети были в восторге от занятий с песком и выполняли все задания с удовольствием. Из дома они приносили маленькие игрушки из шоколадных яиц, которые закапывали, строили для них домики, всевозможные сооружения: горки, башни. С помощью формочек лепили животных, листочки, фрукты и многое другое, ведь способы работы с песком разнообразны – это:
• Лепка объёмных фигур
• Вырезание формами (конструирование)
• Наполнение фигурных форм.
Так же известно, что в этом возрасте самое пристальное внимание необходимо уделять развитию сенсорики и мелкой моторики детей. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а тесной связи с расширением деятельности (общей и ручной).
Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Начало развитию мышления дает рука.
Со временем я заметили, что такой мега- тренажер положительно повлиял не только на развитие речи у детей, но и на развитие творческих способностей, воображения у малышей.
Дети стали интересоваться чем-то новым, росли их желания познавать мир самостоятельно, экспериментируя. Всем известно, что малышам трудно сидеть на одном месте, подчиняться инструкциям, они могут быть вспыльчивы, раздражительны, очень подвижны или наоборот замкнуты в себе. Но стоит заметить, что при использовании кинетического песка улучшилось общее эмоциональное состояние детей, наблюдались изменения и в поведении: они стали спокойнее, более усидчивы, внимательны к заданиям. И процесс познания (обучения) для них стал интересным, радостным и приятным.
Работа с песком помогала мне в решении следующих задач :
Оздоровительные : сохранять и укреплять психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровье сберегающие принципы организации и проведения образовательной деятельности.
Образовательные : побуждать детей к самостоятельной деятельности; формировать такие качества личности : коммуникативность, инициативность ;формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе ; расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами и явлениями.
Воспитательные : способствовать устойчивости эмоционально- положительного самочувствия и активности каждого ребенка; способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности; развивать любознательность; обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ; вызвать у детей радость от общения с окружающими.
Подбирая материал для работы с детьми, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.
Занятия в детском саду с кинетическим песком можно разделить на :
Обучающие (они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте);
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (с их помощью дети узнают об окружающем мире);
ПРОЕКТИВНЫЕ (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Форма организации занятий – групповая
Группа – 6 -7 человек
Периодичность занятий – 2 раз в неделю
Длительность занятий:
- 15 минут – дети 3-4 лет;
- 20 минут – дети 4-5 лет.
Все занятия проводятся в форме сказки и игры.
Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств. Во время занятий можно включить тихую музыку, это позволяет детям легче и глубже погрузится в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Игры с песком разнообразны, например : «Норки для мышки», «Отпечатки», «Угадай-ка», «Цветы для мамы».
«Посадили огород» и множество других, название которых можно придумать вместе с детьми.
Могу с уверенностью сказать, что мой эксперимент удался! Хотя я нахожусь еще не на завершающем этапе своей работы, буду использовать игры с песком и в дальнейшем с этими детьми, в старших группах. Но уже сейчас и родители и воспитатели, отметили ряд положительных моментов в развитии детей. Я пришла к такому выводу, что при работе с песком мы с вами уважаемые коллеги, можем сделать традиционную методику более интересной, увлекательной, следовательно, более продуктивной.
Список литературы.
1. Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь 2002
3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. :Детство-Пресс. 2002
5. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. СПб. : БСК, 1998.
6. Чистякова М. И. «Психогимнастика с песком» Москва 2005 г.
7. Грабенко Т. М. «Практикум по песочной терапии», С-П 2012 г.