Софья Морозова
Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение арт-технологии в учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении находится только на стадии становления, чаще всего применяется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако опыт применения арт-технологии сейчас открывает ее преимущества в работе с дошкольниками. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса, обеспечивает успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния.
Публикация «Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Она образовалась на стыке таких наук как медицина, педагогика, культурология, социология и многих других. Методы используемые арт-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широко круга учебно-воспитательных задач.
Основная ЦЕЛЬ, которую преследует арт-педагогическая технология - художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
В настоящее время арт-технология рассматривается учеными: Б. Д. Карвасарский, М. В. Киселева, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Н. Е. Щуркова, как средство прогрессивной педагогики, направленной на развитие и коррекцию психического здоровья детей, формирование коммуникативной культуры воспитанников, как средство, способствующее творческому раскрытию и активизации общения между детьми.
Использование арт-технологии в коррекционных целях позволяет не только вовремя обнаружить трудности, но и создать условия для их коррекции.
Искусство, являясь эффективным средством защиты от негативных воздействий окружающей среды, с одной стороны, и в то же время, являясь стимулирующим средством психического развития дошкольника, его самопознания и самооценки, с другой, имеет высокое коррекционное значение в работе с детьми с ОВЗ.
Арт-дизайн как инновационная педагогическая технология в современном образовании представляет большой интерес, сущность которой заключается в применении различных техник и видов декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации, способа развития и коррекции личности.
В своей работе я широко применяю элементы арт-педагогики. Именно эти технологии позволяют рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание дошкольника, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса обучения средствами искусства.
Коррекционно-развивающие возможности искусства дают нашим детям неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».
Арт-педагогические технологии носят интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Они не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Суть арт-технологии помочь ребенку найти путь к самому себе, раскрыть свои возможности.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».
Занятия в кружках предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профориентацией их будущего жизненного статуса.
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.