наталья шмидт
Использование нетрадиционной методики художественно-эстетического развития детей 3–4 лет для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит проблема повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания заключается не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его из дошкольного возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, его неповторимости и самобытности.
Публикация «Использование нетрадиционной методики художественно-эстетического развития детей 3–4 лет для развития мелкой моторики» размещена в разделах
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Рука – вышедший наружу мозг,» - писал И. Кант. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, занятия.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте у ребенка формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.
Главное условие работы с детьми - это выбор уровня сложности работы, соответствующего возможностям и интересам детей. Слишком простые, как и слишком трудные действия не вызывают у детей интереса.
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На занятиях с применением нетрадиционных техник аппликации дети не ограниченны в возможностях выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение. Актуальность проблемы формирования творческих способностей детей методами нетрадиционной аппликации обусловила необходимость создания моей программы и ее внедрение в практику работы. Салфеточная техника имеет очевидные плюсы – выполняется легко и выглядит эффектно.
Я использую в своей работе нетрадиционные формы организации работы в виде скручивания, смятия и обрывания бумаги и нетрадиционные материалы, бумажные салфетки. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива. Такие занятия вызывают особо живой интерес.
Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.
В занятиях салфеточной аппликацией не последним фактором является воспитание эстетического вкуса, понимания красоты окружающего мира, развития творческого мышления. Работу по салфеточной аппликации можно усложнять: детализируя рисунок (добавляя мелкие детали, увеличивая количество цветов салфеток, изменяя (ускоряя) темп, заменяя наглядный метод исполнения на словесный, комбинируя салфетки с другими материалами.
Немаловажным условием применения салфеточной аппликации является свобода творчества.
Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Предлагая детям сминать пучками пальчиков обеих рук кусочки бумажных салфеток, воспитатель способствует активизации мелкой моторики рук.
Создание рисунков было коллективным. На готовый контур дети наклеивали комочки салфеток, плотно прикладывая, их друг к другу. Необходимый участок работы вначале промазывал клейстером воспитатель. Вначале рисунки были одноцветные: солнышко, осенние листья. Дети в процессе работы закрепляли основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Постепенно с взрослением детей, рисунки усложнялись, кусочки салфеток брались меньшего размера, комочки становились плотными и совсем не большими, расширялась цветовая гамма: сиреневый, фиолетовый, оранжевый, голубой, розовый. Расширялся спектр оттенков бледно – голубой, нежно – сиреневый, темно – розовый, ярко – оранжевый, светло – зеленый и т. д., что способствует умению детей отличать оттенки цвета. Постепенно усложнялся рисунок, что требует внимания, аккуратности и точности в работе. Проклеивание тонких линий, мелких деталей дает возможность дополнительно активизировать кончики пальцев рук.
Продуктивная деятельность всегда была интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.