Резида Абдулхакова
Педагогический проект «Использование техники квиллинг для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Использование техники квиллинг для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»
Представление, что при любом двигательном
тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале
казалось парадоксальным и лишьс трудом
проникло в сознание педагогов.
Н. А. Берштейн
Публикация «Педагогический проект „Использование техники квиллинг для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников“» размещена в разделах
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Актуальность развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
М. М. Кольцова, сотрудник Института физиологии детей и подростков Санкт – Петербургской академии психологических наук, в книге «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Для развития мелкой моторики руки дошкольников необходимо выстроить работу творчески и интересно.
Изучив возможности и интересы родителей, был сделан вывод, что они владеют различными технологиями декоративно - прикладного искусства (вышивка, бисероплетение, вязание, тестопластика, обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми, проявляют активность в посещениях всевозможных городских выставок, мастер- классов. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили на создание проекта, который включает специально организованные занятия по освоению техники «Квиллинг», самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно - прикладному искусству.
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
• развивать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза, гибкость рук;
• знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами техники «Квиллинг»;
• научить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «Квиллинг»;
• расширять представления детей о творческой деятельности человека в различных видах искусства;
• поощрять детей воплощать в художественной форме свои чувства, представления, переживания;
• воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение доводить дело до конца, умение работать в коллективе.
План реализации проекта.
Вид проекта : долгосрочный, групповой, творческий
Участники: дети, воспитатели, родители
Возраст: 6-7 лет
Взаимодействие педагогов : Воспитатели,заместитель заведующ. по ВМР, учитель-логопед.
Продукт проекта Оформление выставки детских работ «Знакомьтесь – наше творчество!»
Создание картин для украшения помещений ДОУ.
Подготовка мультимедийной презентации, отражающей содержание работы с детьми. 1 год
Предполагаемые результаты проекта :
• дети совершенствуют мелкую моторику пальцев, кистей рук, координации движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• освоят основные понятия и базовые формы квиллинга;
• научатся создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «Квиллинг»;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Этапы проекта : Подготовительный
Формулирование проблемы.
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Диагностика.
Создание условий для реализации проекта.
Оказание практической помощи в изготовлении поделок.
Побуждение детей представлять продукты своей деятельности. Отбор материала и изготовление поделок.
Презентация проекта Организация презентации знаний и умений, полученных детьми при работе над проектом.
Мониторинг. Оформление выставки «Знакомьтесь - наше творчество!»
Подготовительный этап.
Название мероприятия
1. Формулирование проблемы. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме.
3. Разработка плана работы по освоению техники «Квиллинг».
4. Организация выставочного уголка «Волшебный квиллинг».
5. Разработка консультаций для родителей.
6. Проведение мониторинга сформированности мелкой моторики рук. Методика Гуткиной «Домик».
7. Подготовка наглядного материала:
o слайдов для мультимедийного демонстрирования
o письменных консультаций для стенда информации
Реализация проекта.
Название мероприятия
1. Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми, технологических карт и схем.
2. Разработка конспектов занятий, бесед.
3. Проведение занятий по изготовлению поделок в технике «Квиллинг» в совместной деятельности с воспитателем.
4. Посещение выставок.
5. Проведение консультаций для родителей, стендовая информация.
6. Подготовка и проведение мастер - класса для родителей.
7. Совместная творческая деятельность детей с родителями. Оформление выставки работ.
8. Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук. Использование игр и упражнений на занятиях.
9. Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!»
10. Создание картин для украшения помещений ДОУ.
Заключительный этап.
Название мероприятия
1. Наблюдение за работой детей по изготовлению поделок в технике квиллинг.
2. Проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и по освоению техники квиллинг.
3. Подготовка мультимедийной презентации, отражающей содержание работы с детьми.
4. Составление отчёта о работе над данным проектом.
5. Презентация проекта.
Практическая значимость:
• совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, возникнет интерес детей к декоративно-прикладному искусству;
• совершенствование мелкой моторики;
• для расширения знаний об искусстве наладится сотрудничество с социальными институтами города: музеем, библиотекой, выставочным залом, центром туризма;
• будет разработан информационно - методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики).
2.3. Оценка проекта
Оценка эффективности проделанной работы будет проводиться по завершению проекта.
Запланировано провести оценку по двум направлениям: дети и родители.
Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работой будет проанализирована в результате анкетирования, участия родителей в совместных выставках с детьми.
Оценка включённости детей, их активности, удовлетворённости от занятий по квиллингу и запланированных мероприятиях ДОУ будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а также по мониторингу.
По окончании проекта будет составлен отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом.