Самохина Алеся
Консультация «Коррекционные возможности художественно-творческих видов детской деятельности в развитии речи и мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка происходит в разных видах детской деятельности : речевой, коммуникативной, познавательной, предметной, игровой, элементарной трудовой, учебной. Осваивая ту или иную деятельность, проявляя активность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. Эта закономерность относится и к дошкольникам без особенностей развития, и к их сверстникам с нарушениями речи.
Публикация «Консультация „Коррекционные возможности художественно-творческих видов детской деятельности в развитии речи и мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Использование любой предметной деятельности (в том числе и изобразительной) с целью развития речи находит широкое применение в специальной педагогике. В логопедии использование разнообразной детской деятельности с целью устранения речевых дефектов наиболее полно разработано применительно к заикающимся дошкольникам. Для преодоления заикания используются все доступные виды занятий, различные игры, труд, наблюдения, режимные моменты. Разработана программа специального обучения заикающихся детей в возрасте 4-7 лет.
Использование различной доступной дошкольникам деятельности для устранения других речевых нарушений пока не находило широкого применения в логопедической практике. В специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания об использовании бытовых и создании игровых ситуаций для развития речи. Использование изобразительной деятельности с целью развития речи встречаются крайне редко.
Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами углубляет представления детей о предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности, формирует эстетические чувства, развивает сенсорно-двигательные навыки пальцев и кистей рук.
Взаимосвязь развития творчества и речи на занятиях изобразительной деятельности отмечали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, С. А. Миронова, Т. С. Комарова, Ю. Ф. Гаркуша и др. В их работах раскрыты подходы к полноценному развитию личности как детей с нормальным уровнем развития речи, так и с проблемами. Активизация воображения, мыслительной деятельности, художественно-образных представлений детей, необходимых для творческих занятий, происходит успешнее благодаря речи. И наоборот, творческая деятельность представляет широкие возможности для развития образной, эмоциональной речи детей. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. В художественной деятельности ребенок активно усваивает образцы речи как человеческого опыта.
Исследования И. Д. Грошенкова, Е. А. Екжановой и др. показывают большие потенциальные возможности использования искусства и изобразительных занятий для развития речи и моторных функций детей, имеющих речевые недостатки. Исследования особенностей коррекционного процесса в логопедических группах показывают, что он строится на тех же основных положениях, что и в обычных группах ДОУ: создание развивающей среды, использование различных моделей построения педагогического процесса, опора на принципы гуманизации, индивидуализации, педагогической поддержки, уважения и доверия к ребенку как к субъекту своей жизнедеятельности и равноправного партнера в общении. В специальной литературе отмечаются специфические направления работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В. В. Коноваленко выдвигает идею «логопедизации» всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Е. И. Тимонен и Е. Т. Туюлайнен представляют коррекционный процесс как непрерывный, осуществляемый различными специалистами ДОУ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможна «логопедизация» различных видов художественно-творческой деятельности детей, т. е. организация целенаправленной логопедической работы по коррекции нарушений мелкой моторики на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.
Коррекционно-воспитательный процесс по развитию речи и мелкой моторики может осуществляться в процессе художественно-творческой деятельности детей, реализуемой на занятиях разных специалистов:
-логопед на фронтальных и индивидуальных занятиях включает в качестве одного из структурных элементов рассматривание или создание какого-либо продукта художественного творчества;
-воспитатель организует занятия по изобразительной деятельности в соответствии с реализуемой ДОУ федеральной программой воспитания и обучения, выполняет задания логопеда, создает в групповой комнате коррекционно-развивающую среду для преодоления нарушений речи и моторных функций;
-музыкальный руководитель использует продукты художественного творчества детей и взрослых в процессе слушания музыки, исполнения песен, танцев, игры на детских музыкальных инструментах;
-психолог в ходе оказания психологической помощи ребенку может применять готовые работы художественного творчества или предлагать ребенку создать продукт какого-либо вида детской художественно-творческой деятельности;
-педагог дополнительного (художественного) образования – развивает способности ребенка в процессе рассматривания репродукций, предметов декоративного и прикладного искусства и др. и создания собственных рисунков, лепных работ, аппликаций, построек и др.
В методических пособиях по коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, появляются разделы, связанные с их творческим художественным развитием. В. В. Коноваленко рекомендует в планы работы воспитателя включить, наряду с различными специальными коррекционными направлениями, такие как «Экскурсии и наблюдения», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность и художественное развитие». Н. В. Нищева, представляя перспективное планирование коррекционной работы с детьми, поквартально, выделяет не только специальные разделы развития речи, но и такие, как «Конструктивный праксис», «Художественно-творческая деятельность», «Музыкальное воспитание».
Ю. Ф. Гаркуша, С. А. Миронова в систему коррекционной работы включают занятия рисованием, лепкой, аппликацией, подчеркивая, что их эмоциональная насыщенность, творческая атмосфера способствуют боле быстрому развитию восприятия и осознания речи детьми, формируют коммуникативную направленность речи, развивают эстетическую и художественную культуру.
Широко используются декоративное рисование, аппликация, лепка для формирования ручного праксиса детей с речевыми нарушениями. Такие задания могут использоваться как логопедами, так и воспитателями. В непрерывный коррекционный процесс включаются и родители, поэтому и логопед, и воспитатель дают им творческие задания для развития наблюдательности, внимания, воображения, речи и моторных функций детей, их изобразительных умений, умений эстетически воспринимать произведения искусства.
Таким образом, специалисты по коррекционной педагогики актуализируют проблему интеграции деятельности логопеда и всех специалистов ДОУ. Важно продумать формы и содержание этой интеграции, направленной на совместное решение задач не только художественно-эстетического развития детей, но и осуществления в этом процессе коррекции дизартрических расстройств, в том числе и нарушений мелкой моторики.