Раиса Занкевич
Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении ритма и темпа движений, в недостаточной дифференцированности движений пальцев и кистей рук, в динамичной координации и переключаемости движений. Выполнение тонких произвольных движений вызывали у детей с ЗПР наибольшие трудности.
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ходе обследования мелкой моторики и в процессе работы у детей с ЗПР наблюдаются явления истощаемости, проявляющиеся в замедлении темпа движений и в нечеткости движений. Дети затрудняются в переключении движений и их ритмической организации, они испытывают трудности при выполнении упражнений, требующих перехода от одной позы в другую.
У детей с ЗПР наиболее часто встречаются основные формы двигательной недостаточности:
1. Моторная дебильность.
2. Двигательный инфантилизм.
3. Экстрапирамидная двигательная недостаточность.
4. Фронтальная недостаточность.
5. Мозжечковая недостаточность.
Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на формирование психических процессов, но и на становление речи, т. е. работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей.
Достаточно высокий уровень развития мелких движений – предпосылка успешного обучения ребенка с ЗПР в школе. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения ребенком графическими навыками, а в дальнейшем для овладения письмом.
Цели:
-развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
-формирование базовых графических умений и навыков;
-формирование предпосылок к учебной деятельности.
Задачи в работе по развитию графических навыков :
• нормализация двигательной функции;
• совершенствование тонких движений пальцев рук;
• содействие психическому развитию ребенка;
• развитие внимания, памяти, мышления, речи;
• воспитание уверенности в своих возможностях, умение преодолевать
• трудности при выполнении заданий.
Вид проекта:
• длительный.
Участники проекта:
дети с ЗПР, учитель-дефектолог, психолог, воспитатели, родители.
Формы работы:
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Методы работы:
Словесные пальчиковые игры, рисование под счет.
Наглядные – тактильное обследование трафаретов, обводок, лекал, используемых в рисунках, зрительное запоминание элементов рисунка и последующее их воспроизведение, рассматривание образцов выполняемых рисунков.
Практические подгрупповая и индивидуальная работа по развитию и совершенствованию тонких движений пальцев, рук, использование графических приемов в создании предметного и сюжетного рисунка, письмо элементов букв и использование их в рисунке.
План реализации проекта
Первый этап:
Основные направления деятельности
• изучение психолого-педагогической литературы;
• создание плана коррекционных мероприятий.
Второй этап:
Реализация педагогического проекта.
• диагностика двигательных нарушений;
• исследование: двигательной памяти, статических и динамических движений, переключаемости движений, тактильных ощущений, координации движений, силы тонуса, пространственной ориентации, произвольной моторики пальцев рук;
• выявление проблемных зон развития;
• обсуждение результатов диагностики с педагогами группы и родителями;
• выбор наиболее эффективных форм и методов коррекции;
• организация и проведение коррекционной работы в воспитательно-образовательном процессе;
Третий этап:
• обработка и оформление материалов проекта;
• оценка эффективности реализации проекта;
• информирование родителей о результатах диагностики и стратегии дальнейшей работы по развитию графических навыков детей;
• внедрение инновационных технологий в работу.
Весь комплекс коррекционных упражнений делится на три составляющих:
1. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
2. Пальцевая гимнастика;
3. Отработка элементарных графических навыков.
Слагаемые успешной реализации проекта
• компетентность и заинтересованность родителей в успешной работе по развитию мелкой моторики;
• консультации врачей специалистов по поводу имеющихся нарушений мелкой моторики у детей;
• построение работы на основе здоровьесберегающих технологий;
• создание атмосферы эмоционального комфорта;
• совместная работа родителей, учителя – дефектолога, психолога, педагогов группы по развитию мелкой моторики;
• формирование основ развития двигательных способностей детей, используя методы и приемы работы по развитию общей и мелкой моторики;
• взаимодействие с медико-психологической службой социально-реабилитационного центра города по вопросам комплексного сопровождения детей, имеющих нарушения общей и тонкой моторики.
Основные направления работы
1. Развитие и совершенствование тонкой моторики рук и зрительно – двигательной координации.
2. Влияние сформированности графических навыков и штриховки на развитие мыслительной деятельности.
3. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги прямоугольной (овальной, круглой, треугольной) формы. Находить центр листа, боковые стороны, низ, середину.
4. Формирование графических образов изображаемых предметов.
5. Воспитание положительного эмоционального отношения к процессу штриховки и его результатам.
6. Развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и их систематизация на занятиях по развитию мелкой моторики.
7. Развитие регулирующей и планирующей функции речи, насыщение словаря детей с ЗПР образной, выразительной лексикой.
8. Активизация творческих способностей детей
9. Использование детских работ на занятиях по развитию речи, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим, ФЭМП, конструированию.
Этапы работы
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Усовершенствование графических навыков, техники штриховки и формирование сюжетных изображений, заключительный.
Подготовительный этап
Включает в себя развитие мелкой моторики рук при помощи упражнений, рассчитанных на развитие и координацию движений руки.
1. Упражнения, которые способствуют разработке ритма движения руки: пальчиковая зарядка, массаж, рисование различных линий, фигур.
2. Упражнения, при помощи которых ограничивается движения руки определенными пределами (раскраска предметных рисунков).
3. Упражнения, которые вырабатывают у детей умение переключать движения руки с одного направления на другое.
Основной этап
Характеризуется тем, что включает в себя развитие интереса у ребенка к выполняемой работе. На этом этапе дети учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Заключительный этап
На этапе усовершенствования графических навыков формируется сюжетный рисунок у детей с ЗПР, закрепляются умения изображать различные предметы, правильно обводить трафареты, правильно подбирать самый подходящий вид штриховки, работать с копиркой и калькой.
На первых порах в штриховании ребенок не может долго сидеть за этим упражнением. Все дети, начинающие штриховать, сильно нажимают на карандаш. Рука, державшая карандаш, напрягается; мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе очень увлекательна и ребенок возвращается к ней по доброй воле.
Для поддержания у детей интереса к занятиям по развитию графических навыков и формированию полноценных графических образов применяются такие методы и приемы обучения, как:
• предварительное наблюдение на прогулках и экскурсиях;
• анализ предметов с помощью осязательно - двигательного и зрительного способов обследования;
• словесное описание предметов и их узнавание по описанию;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций и репродукций;
• выбор наиболее выразительного изображения из нескольких вариантов.
Графические упражнения, развивающие движения и координацию рук
1. Упражнения, которые способствуют разработке ритма движения руки: рисование по клеточкам под счет, выполнение работ в тетрадях в крупную клетку. Это рисование различных линий, фигур, закрашивание узоров точками.
2. Упражнения, при помощи которых ограничиваются движения руки определенными пределами. Основные упражнения-раскраска и штриховка различных фигур.
3. Упражнения, которые вырабатывают у детей умение переключать движения руки с одного направления на другое, использование нескольких видов образцов штриховки в одном рисунке.
Последовательность действий в процессе развития и усовершенствования графических навыков
• рассматривание шаблонов, рисунков;
• нахождение нужного шаблона, рисунка;
• правильное расположение шаблонов, обводок на листе;
• использование образца;
• обводка шаблона, обводки, рисунка карандашом или фломастером;
• подборка наиболее подходящего образца штриховки, закрашивания;
• штриховка рисунка (по желанию ребенка простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, сохраняя эстетический вид;
• создание предметного, сюжетного рисунка;
• оценка работы.
Виды графических приемов, способствующих развитию мелкой моторики
• создание рисунка по точкам и пунктирным линиям;
• рисование по шаблону без отрыва руки;
• обводка рисунка фломастером;
• дорисовывание фигур рисунка так, чтобы они стали одинаковыми;
• закрашивание рисунка методом «точкования»;
• печатание элементов букв и обводка фломастером образцов букв;
• использование штриховки в рисунках, закрашивание рисунков комбинированной штриховкой, прямыми, наклонными, перекрестными движениями, мелкими штрихами с возвратом, круговой штриховкой от центра рисунка;
• рисование кругов, овалов, зарисовывание их без отрыва руки, отработка кругообразных движений;
• обводка трафаретов, геометрических форм по внутреннему и внешнему контуру;
• дорисовывание половинок рисунка;
• тонирование листа- развитие цветового восприятия и сенсорных эталонов;
• рисование по клеточкам под счет;
• использование элементов букв в закрашивании рисунков;
• графический диктант;
• работа в «Прописях» и в тетрадях в клеточку.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психической готовности ребенка к школьному обучению. Замечено, что развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Упражнения по овладению графическими навыками являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.