Вера Аптекарева
Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации как средство развития мелкой моторики и творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №582
с углубленным изучением английского и финского языков»
Приморского района Санкт-Петербурга
Аптекарева Вера Гаримановна
Санкт – Петербург
2015 -2016уч. год
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
«Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Публикация «Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации как средство развития мелкой моторики и творческих способностей» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Хочется отметить, что современные дошкольники имеют качественно другой
эстетический опыт, во многом сформированный медиа средствами, культурно-эстетическими клише и предпочтениями ближайшего окружения (родителями, старшими братьями, сестрами). На мой взгляд, современным дошкольникам намного интереснее «открывать» мир искусства в ситуации экспериментирования и игры. Они успешнее и полнее воспринимают проявления красоты мира, эффективнее и результативнее осуществляют собственную деятельность на основе эмоционально окрашенной и личностно значимой информации и самостоятельно «открытых» способов действий в различных интеграционных связях. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью традиционных методов.
Проблемы:
Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
Недостаточный уровень речевой активности детей.
Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, мой опыт работы показывает, что нетрадиционные техники аппликации больше заинтересовывают детей.
Выбирая нетрадиционную технику, я учитываю, чтобы они отвечали следующим
критериям:
доступность детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
содержание изобразительно выразительных средств создания художественного
образа;
знакомство с новыми приемами работы;
развитие координации мелкой моторики ;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Работу с использованием нетрадиционных техник я начинаю со 2-й младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте :
аппликация с использованием цветного песка; (рис № 1)
аппликация с использование пёрышек; (рис № 2)
аппликация с использованием заготовок, элементов квилинга; (рис № 3)
модульная аппликация из кругов. (рис № 4)
В средней группе работы усложняются дополнительными элементами:
аппликация с использованием цветного песка; (рис № 5)
аппликация с использованием заготовленных деталей квилинга; (рис№6) (рис №6а)
аппликации с использованием бусин; (рис № 7 (рис№7а)
модульная аппликация из кругов;(рис № 8)
аппликация объёмная 3 D.(рис № 9 (рис№9а)
Из всех используемых в работе мною техник, мне хотелось бы обратить ваше внимание на вид аппликаций, которые мы с детьми называем «Волшебное превращение пайеток».
Цель моей работы познакомить детей с новым материалом для аппликации и сформировать умения создавать из мелких деталей (пайеток) заданное изображение, композицию с помощью шпажки.
Задачи творческой деятельности детей :
активизация словарного запаса;
развитие мелкой моторики кисти;
развитие психических процессов;
развитие и формирование зрительного восприятия творческих способностей;
развитие сенсорных способностей;
формирование у детей чувство формы, пропорций, композиции и эстетического восприятия;
воспитывать аккуратность при работе с материалами;
создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно-художественной деятельности.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики. Достигнуть этого, можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
Интеграция образовательных областей достигается за счёт определения целей занятий, максимально учитывающих социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие. Основная задача, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики по переходу от простого к более сложному.
Актуальность:
Данная тема считается актуальной, потому что: нетрадиционная техника аппликации с использованием пайеток несёт в себе, наибольшее значение для развития мелкой моторики и творческих способностей детей. В практике работы, в современных дошкольных учреждениях реализация творческой деятельности детей, занимает незначительное место, по сравнению с другими видами нетрадиционной техники аппликации.
Новизна: Использование разных форм пайеток, для составления объёмных аппликаций (мозаики).
Используемые материалы
Для образовательной деятельности с детьми я использую : заготовленные фоны для нанесения пайеток, шпажка для перемещения пайетки на обозначенное место, клей канцелярский с роликом, пайетки разного размера, формы и цвета.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу систематической, используя следующие формы работы:
индивидуальная работа с детьми;
подгрупповая деятельность воспитателя с детьми.
Для ознакомления с нетрадиционными техниками аппликации необходимо создать условия, которые способствуют формированию навыков и умений по образовательной области «Художественного эстетического развития»» (аппликации) и развитию мелкой моторики у детей. При таком подходе сформируется не только интерес к изобразительной деятельности, но и ряд полезных мыслительных навыков, работы и решения возникающих задач.
Методика работы.
Подготовительная деятельность при работе с пайетками
Беседа о правилах техники безопасности при работе с мелками деталями и шпажкой.
Обозначение темы занятия и демонстрация готового образца.
Обсуждение с детьми темы способов реализации в творческих работах.
Перед ознакомлением детей с новой техникой, я проводила пробные работы, подгрупповой и в индивидуальной деятельности, чтобы дети смогли сориентироваться и освоить новый элемент техники. Примеры: падает снег, морское дно, хаотичное наложение пайеток на фон. Только после того, как дети освоили начальные умения использования шпажки и свободного перемещения выбранной пайетки на обозначенное место, я стала усложнять выбранные работы с уже выраженным силуэтом.
Основная деятельность.
На листе картона или заготовленного фона нанесите клей, слегка нажимая на него.
Небольшого количества клея будет достаточно для фиксации пайетки.
Если при нанесения клея ребёнок сильно нажал на клей и клея вышло много смокните лишний клей салфеткой, не размазывая, дайте высохнуть этому месту и повторно нанесите клей.
Возьмите шпажку, длина шпажки должна быть среднего размера,что бы ребёнку было удобно держать её в руках.
Прикоснитесь кончиком шпажки до клея, и затем преподнесите и дотроньтесь до выбранной вами пайетки и переместите её на выбранное вами место фиксации.
Таким способом перемещайте пайетки с периодичностью коснувшись кончиком шпажки до клея, что бы перемещать пайетки.
Рисунок выполняется от простого к сложному, сначала мелкие детали, затем крупные.
Дайте клею высохнуть, при высыхании клея пайетки фиксируются и не отваливаются.
Заключительный этап.
Формировать умения оценивать свои работы и работы других детей. Побуждать положительно реагировать на результаты собственного труда.
Представляю вам наглядно результаты нашей совместной деятельности.
Работы на начало учебного года в младшей возрастной группе.
«Украсим платье кукле Маше» (рис. №1)
«Золотая осень» (рис. № 2)
«Капитошка на зимней прогулке» (рис. №3)
«Сказочный наряд» (рис. №4)
Интегрированная работа объёмная аппликации и пайетки «Весенняя полянка» (рис№5)
«Подарок для царевны Несмеяны» (рис. №6)
Работы на начало учебного года в средней возрастной группе.
Дети в средней группе, в отличии от младшей группы, осваивали знакомство с новым видом техники, целенаправленно фиксируя пайетки в словесно указанном направлении.
«Украсим платье Золушке на бал» (рис. 7)
«Оформление орнамента» (рис№8)
«Открытка к празднику Пасха» (рис. №9)
Результаты внедрения методики работы с пайетками.
К концу учебного года дети освоили навык использования инструмента (шпажки, при нанесения пайеток на заданное изображение, могут выполнить усложнённую композицию, работу выполняют без помощи взрослого. Процесс творческой деятельности активизировал у детей концентрацию внимания, умение сосредотачиваться при работе с мелкими деталями, усидчивость. Благодаря яркости и разнообразию форм и цвета пайеток творческий процесс становится увлекательным и захватывающим, выполненная работа вызывает у детей положительный эмоциональный фон.
Работы к концу учебного года в младшей возрастной группе.
«Котёнок Гав на прогулке» (рис. №1)
«Божья коровка улети на небко» (рис. №2)
«Прогулка по Африке» (рис. №3)
«Дракоша Гоша» (рис. №4)
«Василиса Прекрасная» (рис. №5)
«Дружок» (рис. №6)
Работы к концу учебного года средней группы.
К концу учебного года дети самостоятельно выполняют аппликацию в технике мозаика с усложнё нной заданием: выбери цвет по заданной цифре (от 1 до 5). Для фрагмента рисунка без цифры дети самостоятельно выбирают цвет пайеток.
«Портрет кота Мурзика» (рис. 7)
«Мишка Топтыжка» (рис. 8)
«Маленькое пони» (рис. 9)
«Весёлая обезьянка» (рис. 10)
«Пчёлка Майя» (рис. 11)