Ирина Ямалиева
Использование кругов Эйлера для развития элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами будем упражняться в определении множества предметов с помощью кругов Эйлера.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в восемнадцатом веке, и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных направлениях. Учитывая простоту и наглядность кругов Эйлера, мы их используем в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Основной целью игр с кругами является освоение умения классифицировать множества по двум или нескольким свойствам.
Публикация «Использование кругов Эйлера для развития элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Множества
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2021
Задачи использования кругов Эйлера в работе с детьми :
1. Формировать представление о математических понятиях (кодирование, кодирование со знаком отрицания).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать представление о множестве, операции со множествами (сравнение, классификация).
4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
5. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью, в том числе ив целях запоминания.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Этапы организации игр и упражнений с кругами в младшем (среднем) возрасте.
1. Работу с кругами необходимо начинать со второй младшей группы, используя в работе один круг. Дети совместно с педагогом определяют признак предмета и выбирают соответственно карточку с символом, на которой обозначен данный признак (цвет, форма, размер) и располагают ее в круг, проговаривая их признаки.
2. В средней группе используются уже два не пересекающихся круга, при этом педагог должен учитывать уровень развитие дошкольников.
Этапы организации игр и упражнений с обручами в старшем возрасте.
В старшем возрасте предлагаются игры и упражнения с двумя пересекающимися кругами.
В подготовительной к школе группе вводятся более сложные игры и упражнения с использованием уже трех пересекающихся между собой кругов.
1. Дети совместно с педагогом определяют признаки предметов и выбирают соответственно карточки с символами, на которой обозначены
данные признаки (цвет, форма, размер, толщина) и располагают ее в круге. Дети самостоятельно раскладывают предметы в круге, соотнося их по признакам.
2. Педагог обращает внимание детей, что в пересечение двух обручей образовалось новое множество. Дети проговаривают признаки тех предметов, которые будут располагаться в данном множестве.
Для того чтобы реализовывать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).
Сейчас я познакомлю со схематическими карточками кодирования, которые обозначают признаки предметов.
Когда дети научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не», который в рисуночном виде выражается перечеркиванием крест- накрест соответствующего кодирующего рисунка.
А сейчас мы с вами немного практически поупражняемся с кругами Эйлера. В отечественной литературе занятия с кругами называются игры с множеством.
У вас есть разнообразные наборы карточек, два круга одинакового размера, но разные по цвету и один круг маленький.
1. В первом задании мы будем работать с набором карточек «фрукты и овощи». Положите перед собой два круга, положите карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а в другом -овощи (непересекающиеся круги). А теперь определите, сколько получилось множеств и расскажите о них (круги лежат рядом, в одном круге–множество фруктов, а во втором–множество овощей; получилось два множества.)
2. А сейчас будем работать с набором карточек «игрушки и транспорт». Разложите карточки так, чтобы в одном круге были все игрушки голубого цвета, а в другом–транспорт (пересекающиеся круги, на пересечении- машина).Озвучьте, сколько и каких множеств получилось при выполнении этого задания (круги лежат с пересечением, в одном круге множество игрушек голубого цвета, во втором круге- транспорт, машинка оказалось на пересечении кругов, потому что это транспорт и она голубого цвета; получилось три множеств
А сейчас упражнение для очень внимательных.
3. У вас есть набор карточек с фруктами, овощами и продуктами питания. Разложите карточки так, чтобы в одном круге лежала вся растительная пища, а в маленьком круге только фрукты (один круг вложен в другой).Сколько множеств получилось при выполнении этого задания? (в большом круге находится маленький круг, в большом круге множество овощей, так как это растительная пища, а в маленьком - множество фруктов, и это тоже растительная пища; за кругами лежит множество остальных продуктов питания,которые не относятся к растительной пище и фруктам; получилось три множества).
А сейчас вы будете работать со схематическими кодовыми карточками, обозначающими признаки предмета.
1. У вас есть набор геометрических фигур и набор кодовых карточек, обозначающих признаки предмета. Положите перед собой оранжевый круг, в него положите кодовую карточку обозначающую красный цвет. Расположите геометрические фигуры так, чтобы в круге были фигуры соответствующие кодовому знаку. Расскажите о получившихся множествах (внутри круга лежит множество красных геометрических фигур, потому что они соответствуют кодовой карточке, за кругом расположили все остальные фигуры; получилось два множества).
2. Сейчас вы будете работать с набором карточек дикие и домашние животные и кодовыми карточками, обозначающими этих животных. В оранжевый круг положите кодовую карточку, которая обозначает домашних животных, а в белый круг положите отрицающую кодовую карточку. А теперь расположите карточки так, чтобы они соответствовали кодовым карточкам. Расскажите о полученных множествах (в оранжевом круге карточки с домашними животными, потому что они соответствуют кодовой карточке, в белом круге множество диких животных, потому что они соответствуют кодовой карточке; за кругом все остальные – не домашние и не дикие животные, а множество птиц. Получилось три множества).
Подведем итог. Что мы сегодня с вами рассмотрели? Чем занимались? (Действия, которые можно производить с множествами, получили советы по организации образовательной деятельности детей. Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты, с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, умение сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы, строить логические цепочки, рассуждать).
Полученные умения и знания детей в дошкольном возрасте в работе с кругами Эйлера, в развитии логического мышления при решении задач будут служить фундаментом для успешного обучения в школе.
Насколько вам понравилась эта технология, ее разнонаправленность? Будете ли вы использовать круги Эйлера в практике работы?