Ирина Гафарова
Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи и зрительных функций у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Шарики Марблс— в переводе означает «мраморный». Они берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.
В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Ведущим видом деятельности в детском саду является игра поэтому навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.
Публикация «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи и зрительных функций у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.
Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в играх и упражнениях:
1. Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.
2. Развивается ориентировка на плоскости листа.
3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.
4. Формируется звуковой анализ и синтез.
5. Формируется анализ слогового состава слова.
6. Проводится профилактика дисграфии у детей.
7. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.
8. Обогащается словарный состав.
9. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
12. Активизация не только остроты зрения, но и других зрительных функций (цветоразличение, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).
14. Развитие зрительно-моторной координации (согласованные действия руки и глаза, действие мышкой в одной плоскости и осмысление в др. плоскости).
19. Развитие ориентировочно-поисковой функции зрительного восприятия (устанавливать и удерживать взор).
20. Развитие отдельных зрительных функций (острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, аккомодация, конвергенция).
21. Развитие информационной познавательной функции через активизацию зрительного восприятия как психического процесса.
22. В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции.
1. Развитие пространственных представлений
Например предлагаем выложить камешками по контуру геометрические фигуры. При этом формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук. Активизация не только остроты зрения, но и других зрительных функций (цветоразличение, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).
Или можем потренироваться в использовании предлогов. Положи камешек на стул около стула перед стулом за стулом под стул слева от стула справа от стула держи над стулом.
Также камешки можно использовать при изучении лексических тем. Показать Для этого у меня на каждую тему есть картинка на которой отсутствует часть изображения, которые мы заполняем камешками. При этом происходит развитие ориентировочно-поисковой функции зрительного восприятия (устанавливать и удерживать взор). Развитие информационной познавательной функции через активизацию зрительного восприятия как психического процесса.
Можно предложить поиграть в игру «Вверх-вниз, вправо-влево»
Предлагаем эталон разложенных камешков а ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.
Или усложнить задачу, предлагаем выложить камешки по памяти, спрятав образец.
Также с помощью камешков можно проводить графические диктанты.
Они развивают логическое и абстрактное мышление, орфографическую зоркость, воображение, усидчивость, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе, координировать свои движения, закрепляют полученные знания на практике.
«Логические дорожки»
Продолжи логическую дорожку из камешков. При этом учитывается не только цвет камешков, но и их фактура показать
2. Работа по профилактике дисграфии
Игра «Зеркало»
Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались - где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения
Игра «Знакомство с буквой»
Закрой кружочки камешками, чтобы получилась буква. Выкладывание букв по контурам, по образцам,
или самостоятельно.
Игра «Строители»
Восстанавливаем сломанные буквы, слоги. Помоги починить сломанные буквы.
3. Расширение и обогащение словарного запаса, грамматические задания показать
-Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет.
-Называй предмет, на который ставишь камешек сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ согласование сущ. с числительным
-Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : Слон – Слоник, СнеЖинка – СнеЖиночка и т. д.
-Раскрась картинки в цвет камней, которые на них стоят : например живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в красный цвет.
-С каждым предметом придумай по одному предложению.
( усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из таблицы
-Придумай однокоренные слова к картинке, на которой стоит камешек.
-Игра «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее слово-предмет и проговори словосочетание целиком.
-Игра «Чего не стало?». Закрываем камешками любые картинки, а ребенок отгадывает.
-Игра «Жадина». Назови картинки со словами мой, моя, моё, мои.
Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. ; жёлтый камешек — погремушка, жёлтое солнце, и т. д.
Игра «Жадина»
Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку
• Цель: закрепить умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ в роде, числе, падеже.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия
Игра «Мягкий или твердый?»
Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).
Повторяю слоги например ма мя мо ме му мю ребенок определяет твердый или мягкий звук и кладёт камешек в определенный домик. Или называю слова маша миша малина мельница и т. д.
Игра «Услышь звук»
Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове зонт-звук з слышим в начале слова, в слове роза - звук з слышим в середине слова … определи где слышишь звук в начале, середине или конце слова.
Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий цвет — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
5. Звуко-буквенный анализ слов
Предлагаем ребенку сделать звуко-буквенный анализ слов лапы и лиса. Потом говорим назовите в этих словах первые звуки. Чем они похожи чем отличаютя. Дальше какой второй звук? И т. д.
Или еще чем пожи слова оса лиса?. в них есть звук С. Где он находится?. Какой он?
Выкладываем камешки на звуковой линейке
- С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
- Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
- На каком месте находится звук (в начале, середине, конце)
- Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?
6. Анализ слогового состава слова.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
- Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
-Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное?
Какое слово самое короткое?
7. Развитие связной речи
Игра «Составь предложение»
Составление предложения с заданным словом, или по картине.
Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
Составление предложений с предлогами.
Сосчитать сколько слов в предложении
8. Автоматизация звука в слогах, словах
Игра «Лосяшу дойти до Бараша»
Проговори звуки, слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.
Игра «Лабиринты».Автоматизация звуков в словах
Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова (можно через слово или
в обратном направлении, назови слово и поставь камешек в правом верхнем углу и т. д.)
Игра «Звуковые листочки»
Проводится по типу лабиринта
Автоматизация звуков в предложениях с помощью мнемосхем
Ребенок четко повторяет предложение при этом выкладывает камешки на картинки о которых говорит
Автоматизация звуков в связной речи
в скороговорках с помощью мнемосхем
Учим с ребенком скороговорки при этом передвигаем камешки по картинкам. Ребенок не только учится правильно произносить автоматизируемый звук, но и быстрее запоминает скороговорку. Также развивается ориентировка на плоскости и глазодвигательные функции.
Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей