елена смолякова
Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема.
Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учёба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Поэтому для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
Публикация «Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Тренажеры для глаз и зрительной гимнастики
- Темочки
В связи с этим наш педагогический коллектив большое внимание уделяет охране и гигиене зрения детей, проведению лечебных и профилактических мероприятий : различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительной функции у детей.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой, дыхательной, коррегирующей.
Гимнастика для глаз влияет на общее физическое и психологическое состояние ребенка.
Учитывая особенности детей с нарушениями зрения, зрительная гимнастика проводится не менее 3 раз в день в течение 3-5 минут.
Нам хотелось бы теперь более подробно познакомить вас с каждым из видов зрительных гимнастик.
1. Зрительная гимнастика со стихами:
Цель данного вида зрительной гимнастики заключается в том, чтобы сосредоточить взгляд на предмете, перевести с одного предмета на другой, фиксировать взглядом действия рук, последовательно прослеживать, развивать зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.
^ Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам снять зрительное напряжение с помощью упражнения
«Самолёт» :
Пролетает самолёт,
С ним собрался я в полёт,
Правое крыло отвёл, посмотрел,
Левое крыло отвёл, посмотрел,
Я мотор завожу и внимательно гляжу,
Поднимаясь, ввысь лечу,
Опускаться не хочу.
Спасибо!
2. Вашему вниманию представляем следующий вид зрительной гимнастики – упражнения со зрительными стимулами (предметами).
Можно использовать для этой цели яркий предмет, который прикрепляется к указке (игрушка, бабочка). Ребёнку предлагается отправиться в путешествие, следить при этом только глазами, голова неподвижна: «Посмотри вверх-вниз, влево-вправо, покружились».
Упражнения можно сопровождать стихами.
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз цветы вы опустите,
И опять на них взгляните.
Цветок вправо,
Цветок влево.
“Нарисуйте” круг умело.
Цветок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
И команды выполняйте.
3. Следующий вид зрительной гимнастики – Упражнения с сигнальными метками
(методика Базарного Владимира Филлиповича)
Смысл данного упражнения заключается в том, что в комнате натянута леска или веревка с одной стороны на другую. На ней прикрепляется красочная игрушка или картинка. Внизу к игрушке зафиксирована дополнительная леска, с помощью которой воспитатель имеет возможность передвигать зрительный стимул, делать остановки с игрушкой. Это может быть отдельный предмет или сюжет. Например, сказка «Репка» : дети поочередно по сигналу воспитателя «Кто посадил репку?» (дед, «Кто пришел первым на помощь деду? (бабка) показывают рукой и фиксируют взгляд на объекте.
Можно использовать тематические предметные картинки, например, тема «Транспорт»
4. Использование лазерного фонарика.
Игровое упражнение «Волнистая дорожка» – дети прослеживают глазами движения светящегося лазера. Голова при этом должна быть неподвижна.
5. Следующий вид – зрительная гимнастика со схемами и малыми офтальмотренажёрами.
В своей работе мы часто используем офтальмотренажёры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно.
Как Вы видите, представлен офтальмотренажёр «Путешествие Колобка»,»Посади бабочку на цветок»
Суть его заключаются в том, что дети прослеживают глазами цветные линии, ведущие к определённому сказочному герою.
Занимаясь на тренажёрах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закруглённые, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами запутанные линии.
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без неё. Необходимо зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя.
6. При проведении зрительной гимнастики используем тренажёр Базарного В. Ф.
Упражнение выполняется в следующем порядке:
- влево – вправо;
- вверх – вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмёрке.
6. Используем методику В. А. Ковалева – «Видоазимут»
Схема упражнений:
1.
Обежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник, направление по часовой стрелке.
2.
Обежать взором зеленый прямоугольник, направление против часовой стрелки.
3.
Обежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.
4.
Вертикаль и горизонталь. Поочередно каждую.
7. Использование индивидуальных тренажёров :
«Стрелоплан» – позволяет ребенку зрительно перемещаться по таблице, «встречая» зверюшек:
- делить прямоугольник по диагонали на 4 треугольника;
- менять направление, выбирая самую «короткую», «длинную» дорогу до зайчика.
Так же предлагаем вам использовать в работе с родителями памятку «Зрительная гимнастика», где говорится о значении зрительной гимнастики и предлагается комплекс упражнений для глаз.
Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.
Составили- Смолякова Е. В
Лавитских А. В