Виолетта Никулина
Использование камешков Марблс в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование камешков Марблс в работе логопеда.
Использование камешков Марблс в работе логопеда.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Публикация «Использование камешков Марблс в работе логопеда» размещена в разделах
Я представляю материал, отвечающий всем требованиям ФГОС, который можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс.
Камешки Марблс — это потомки глиняных камешков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.
В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Главная цель использования камешков «Марблс» на логопедических занятиях — это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов.
Профилактика дисграфии.
Закрепление знаний цветов.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.
Формирование слогового анализа и синтеза.
коррекционно-развивающие:
Развитие грамматического строя речи.
Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
Развитие ориентировки на плоскости листа.
Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.
Развитие фантазии ребенка.
коррекционно-воспитательные:
Воспитание коммуникативных навыков.
Я хотела бы Вас познакомить с играми с использованием камешков Марблс.
1. Развитие тактильной чувствительности.
Игра «Сухой бассейн»
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблс. Логопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
Игра «Золушка»
Логопед предлагает ребёнку разобрать камешки :
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
2. Развитие пространственных представлений.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».
• Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.
• Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги. Например: положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; белый— в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.
3. Работа по коррекции дисграфии.
Игра «Зеркало».
• Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Игра «Знакомство с буквой».
• Логопед предлагает выложить буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Игра «Строители».
• В этой игре ребёнку необходимо восстановить сломанные буквы, слоги.
4. Обогащение словарного запаса.
Игра «Выложи по контуру»
Можно использовать камешки Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.
• Выложить камешки по контуру картинки.
• Заполнить картинку камешками.
5. Развитие грамматического строя речи.
Игра «Назови ласково» (можно использовать эту игру и на автоматизацию звуков)
• Логопед предлагает ребёнку помочь девочке Рае добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова ласково.
Например: ребёнок называет рак – рачок и кладёт на картинку камешек.
Игра «Волшебный мешочек»
В этой игре ребёнку нужно достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, изображённым на картинке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
Например:
• зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
• жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Игра «Жадина»
Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку. Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками.
Например: моя груша, моё ведро и т. д.
6. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Мягкий или твердый?»
В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).
Игра «Услышь звук»
Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка.
Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку.
Игра «Звуковой мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
7. Развитие звуко-буквенного анализа слов.
Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы :
• С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
• Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
• На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?
• Сколько в слове гласных, сколько согласных?
8. Развитие слогового анализа и синтеза слов.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
9. Развитие связной речи.
Игра «Составь предложение».
Логопед предлагает составить предложение с заданным словом или по картине и с помощью камешков показать это на схеме. После этого просит ребёнка сосчитать сколько слов в предложении.
10. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.
Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»
Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке.
Игра «Помоги двум друзьям встретиться».
Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание : например: Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)
Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков
Ребёнок передвигает камешки по картинкам, чётко проговаривая слова
Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова.
Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.