Алла Васнева
Использование камешков марблс для коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями
Использование камешков марблс для коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями
В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объёма, характера и качества речевых навыков, знаний,которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельностикак коррекция, признанный исследователями как ее «мотор», нередко оказывается за рамками анализа специалистов. По мнению Т. О. Гордеевой, мотивация к объяснительной инструкции используемая для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе, его направленности и механизмов осуществления. Исследователь также утверждает важность таких мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в способность достичь определенного результата. О значении мотивации мы можем прочесть в работах Е. С. Алмазовой, Т. Г. Визель, В. К. Воробьевой, И. ІО. Козиной, Р Е. Левиной, Ґ В. Чиркиной,Т Б. Филичевой. Слабо мотивированным дошкольникам с ОНР свойственно преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Это указывает на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта. Ни для кого не секрет что для обеспечения эффективности процесса автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо многократное повторение скучного речевого материала. В условиях детского сада время на индивидуальные занятия ограничено 15~2О минутами, за которые необходимо успеть затронуть не только автоматизацию звуков, но и другие области. Воспитатели придумывают огромное множество игр и приемов для оптимизации процесса автоматизации звуков, для того чтобы этот процесс стал занимательным и интереснымдля ребенка. Но мы знаем, что при затягивании процесса автоматизации звуков игры надоедают перестают радовать ребенка и мотивация к занятию снижается. Для того чтобы разнообразить рутинный процесс, я использую в своей работе по автоматизации звуков камешки марблс. Многие воспитатели оценили эффективность их включения в свою работу каждый использует их по-разному. В данной статье мне бы хотелось рассказать о том, как я использую камешки марблс в работе над автоматизацией звуков. Что же такое камешки марблс? Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс - шарики из обточенного камня и обожженной глины не найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии, посвященные происхождению этих необычайно красивых предметов,увлекательной игре и коллекционированию их,использование этих камешков в работе по автоматизации звуков не требует длительной подготовки к занятию. Все камешки лежат в отдельных контейнерах, необходимо просто выбрать нужный. Как было сказано выше, в первостепенном значении «камешки марблс - это шарики из обточенного камня из обожженной глины, но сейчас можно найти и большое количество видоизмененных камешков, сделанных изстекла или пластмассы и имеющих различную форму в виде морских обитателей, фруктов, животных, листочков. бриллиантов и пр). Это и становится подспорьем в работе, позволяет получить неограниченное количество идей для создания дидактических игр. В центре стоит учет индивидуально-дифференцированного подхода,без которого эффективная работа воспитателя попросту невозможна. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение дошкольников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, а реализация дифференцированного подхода предполагает прежде всего хорошее знание особенностей каждого ребенка, его сильных и слабых сторон с учетом возрастных нормативов психического развития, своевременное выявление тенденций этого развития, их прогноз и коррекцию в ходе учебно-воспитательного процесса. Индивидуализация обучения возможна за счет такой организации учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями ребенка, при этом проводятся учебно-методические, психолого-педагогические, организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие этот подход. Во время проведения первичной диагностики я обязательно узнаю у ребенка, чем он интересуется, какие мультфильмы любит. На основе и анализе этих данных и создаются игры-помощники. Основная цепь коррекции достижение правильного произношения звуков в словах и слоговой речи, но не следует забывать и о том, что в коррекционной работе необходимо параллельно развивать высшие психические функции, тонкую моторику пальцев (формирование щипкового и пинцетного захвата для дальнейшего освоения навыка письма, развитие глазомера) и связную речь. Варианты игр на коррекцию звукопроизношения с использованием камешков марблз «Четвертый - лишний». Эта игра создана с учетом корректируемых звуков необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю. Обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камешек. В данной игре мы не только корректируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий. «Бродилки и лабиринты». Параллельно с коррекцией звуков мы можем проводить работу над предлогами «за» - «перед». Ребенок движется от старта к финишу называя картинки, в случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камешек, а если ошибается, картинка остается пустой.
Публикация «Использование камешков марблс для коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями» размещена в разделах
«Дорожки»
Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камешков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки). к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за воспитателем речевой материал и в случае правильного выполнения кладет на стол камешек. Если же он пропускает корректируемый звук, то мы останавливаемся на данном звуке, звкосочетании или предложении - до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно. Речевой материал важно подбирать с учетом произносительных возможностей ребенка, дабыне вызвать у ребенка речевой негативизм. После того как дорожка готова, можно надеть на пальчики куклу из пальчикового театра и -прошагать поэтой дорожке, проговаривая стихотворение с корректируемым звуком.
«Посчитай-ка»
В этой игре мы не только корректируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными. Упражняемся в словоизменении. Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами от 1 до 5. Ребенок считает заданный предмет и в случае верного произнесения выкладывает на цифры камешки.
«Сыщики»
В данном варианте игры мы параллельно с коррекцией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти на сюжетной картинке и назвать все предметы с заданным звуком. Вместо сюжетной картинки можно использовать набор изображений с заданным звуком и немного видоизменить задание. Ребенку необходимо найти и назвать только те картинки в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.
«Заполняй-ка»
Для данного варианта игры я использую объемные изображения корректируемых звуков, которые нужно заполнить камешками (можно взять любое изображение, например цветочек или ягодку). Игра позволяет использовать любой речевой материал - от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно - можешь положить камешек, ошибся ~ камешек остается в контейнере. Когда ребенок выполняет манипуляции с камешками, мы просим его брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по коррекции звуков. Дети вдохновляют на создание все новых и новых игр и пособий. Камешки марблс стали незаменимыми в моейежедневной работе. Купить их можно в сетевых супермаркетах, зоомагазинах. За время использования камешков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.