Людмила Русанова
Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников»
Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Публикация «Использование интегрированных методов обучения в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры сле-дует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.
По результатам диагностического обследования на конец 2010-2011 учебного года у детей преобладал недостаточный уровень экологических знаний.
У детей проявлялся в основном ситуативный интерес к познавательной деятельности. Дети с недостаточным уровнем знаний не проявляли активности, стремлении оказать помощь взрослому при организации различной деятельности в уголке природы, не задавали вопросы, не проявляли интерес к животному и растительному миру.
В связи с данными диагностики по экологическому воспитанию дошкольников на 2011-2012 учебный год была поставлена годовая задача:
Создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий, интегрированных методов обучения. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию нами использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь опытно-экспериментальной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра видео, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает.
Для решения годовой задачи и повышения профессионального потенциала педагогов по экологическому воспитанию и развитию детей были созданы специальные условия:
1. Создание условий для экологического воспитания (эколого-развивающая среда, повышение квалификации педагогов, самообразование)
Эколого-развивающая среда
- эколого-развивающая среда создана для успешного проведения наблюдений, игр, НОД по ознакомлению детей с природой.
В каждой группе созданы:
- Мини-лаборатории
- Макеты «Север», «Зоопарк», «Морское дно», «Бабушкин двор»
- Картотеки: дидактических игр, опытов, подвижных игр, потешек, стихов, загадок.
-Иллюстративный материал по темам.
Повышение квалификации педагогов
Дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова «Экологическое образование в детском саду» 72 часа.
Самообразование педагогов.
В 2011-2012 учебном году педагоги выбрали для себя методические темы :
«Воспитание экологической культуры средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через малые формы фольклора»
«Воспитание экологической культуры через экспериментирование»
Педагоги активно принимали участие в городских мероприятиях связанных с воспитанием экологической культуры у дошкольников.
2. Организацию воспитательно-образовательного процесса (различные формы работы с детьми, работа с родителями).
Для педагогов по экологическому воспитанию и развитию детей были организованы:
1. Педагогический совет «Формирование у детей представлений о необходимости сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
2. Семинар-практикум «Технология интегрированного занятия в ДОУ»
Цель семинара: повышение профессионального уровня педагогов по вопросам интеграции и реализации образовательных областей программы в условиях внедрения ФГТ»
3. Методическое объединение «Организация познавательно-исследовательской деятельности, как способа организации воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
4. Смотр-конкурс в ДОУ «Построение экологической среды в групповых помещениях: организация зон для экспериментально-поисковой работы»
С дошкольниками используем различные формы организации образовательной деятельности, как совместной, так и самостоятельной, как групповой, так и индивидуальной:
- НОД
- Чтение познавательной литературы
- Наблюдения, труд в природе, экскурсии
- Уход за объектами живой природы
- Экологические праздники, инсценировки
- Экологические акции
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Игры (дидактические, интеллектуальные, подвижные)
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов (воспитание в повседневной жизни).
Дети совместно с педагогами стали победителями конкурса творческих работ по теме «Чистый город» в долгосрочной целевой программе «Охрана окружающей среды городского округа Апатиты»
Воспитанники подготовительной группы заняли II место в городском фестивале детских исследовательских работ «Хочу всё знать» в номинации экологические проекты, где выступили с проектом «Мы против мусора»
Для детей, родителей и педагогов была организована выставка «Мусорная фантазия» - представляли поделки из бросового материала.
Для организации взаимодействия с родителями воспитанников использовались такие формы как :
- коллективные формы взаимодействия: групповые родительские собрания, тематические беседы, круглые столы, устный журнал;
- индивидуальные формы работы: беседы и консультации, которые проводятся по запросам родителей;
- формы наглядного информационного обеспечения: информационные листы, буклеты, мини-библиотеки по вопросам профилактики и оздоровления ребенка.
Для достижения стабильных результатов в формировании у воспитанников экологической культуры, совместно с родителями активно используется метод проектной деятельности. Результатом этой деятельности стали, совместно разработанные проекты: «Листопад», «Морское путешествие», «Мы туристы», «Мы против мусора», «Вода, вода кругом вода», «Что такое Север», «Волшебные сказки», «Умкины сказки». В рамках проектов составлены картотеки подвижных, народных игр, игр-заданий экологической направленности.
Анализ уровня экологических знаний воспитанников за 2011-2012 годы показал, что уровень экологических знаний дошкольников повысился на 38%.
Дети имеют представление об отличии природы от рукотворного мира, без затруднений выбирают из предложенных предметов природные объекты, регулярно интересуются явлениями живой и неживой природы, проявляют бережное отношение. Ухаживают за растениями. Различают домашних животных и диких, называют их различия.
Произошло обогащение знаний по экологическому воспитанию : о живой и неживой природе, сформировались первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребёнка в природе, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.
Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату деятельности, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, учатся адекватно оценивать свои умения.
Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности, что подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.