Любовь Ивановна Шампарова
Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое внимание уделяю использованию различных видов моделей. Детям познавать явления окружающего мира непросто; не все природные процессы доступны для наблюдений. Такую информацию помогают усваивать предметные действующие модели, с которыми дошкольники могут работать сами. Большинство воспитателей сталкивается с определенными сложностями при объяснении материала о росте, развитии, строении растений: некоторые части растения (например, корень) не видны, да и сам рост идет не быстро.
Публикация «Консультация по экологии для воспитателей „Моделирование в экологическом воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В своей группе вместе с детьми наблюдаем за ростом лука. Это наблюдение помогает обобщить предметно действующую модель роста и строения лука. На картоне изображаю землю черного цвета, отдельно вырезаю луковицы, белые корешки и зеленые стрелки. Все это наклеиваю поочередно на светлый картон. Работая с моделью, демонстрирую дошкольникам появление у лука корешков и зеленых стрелок. При этом дети видят то, что невозможно рассмотреть даже при тщательных наблюдениях за живым растением.
В своей работе также использую различные виды символов. Модели, составленные из них, помогают дошкольникам, самостоятельно решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами или явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснить те или иные их закономерности.
Модели составляются из картонных кругов, цвет, которых символизирует разные понятия: красный – тепло; желтый – свет; голубой – воду; черный - почву; белый – снег, лед; зеленый - растительность. Круги могут быть окрашены не полностью, что указывает на убывание и нарастания определяемого фактора. Круги последовательно выкладываются на фланелеграфе в цветовой ряд – модель того или иного времени года.
Например, модель «Лето», представляет собой цветовой ряд, из кругов пяти цветов: желтый показывает обилие солнечного света, красный – высокую температуру воздуха, голубой – обилие влаги, черный – почву, зеленый – рост и развитие растений.
Наступает осень. Вместе с детьми наблюдаем за изменениями в природе, я обобщаю их наблюдения и в ходе беседы заменяю в модели «Лето» некоторые круги. Полученный ряд представляет собой модель осени.
Дети начиная с четырехлетнего возраста могут пользоваться моделями – символами, которые позволяют упорядочить разрозненные представления, учат анализировать, рассуждать, способствуя развитию мышления, связной речи, наблюдательности и любознательности.
Желаю творческих успехов!