Елена Петровна Бойко
Консультация на тему: «Инновационные технологии по развитию связной речи у детей с нарушениями речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Публикация «Консультация на тему: „Инновационные технологии по развитию связной речи у детей с нарушениями речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Для ее развития и совершенствования используют инновационные технологии как систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Они сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
М. Ф. Фомичева считала, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В настоящее время можно назвать несколько причин низкого уровня развития связной речи : недостаток речевого общения детей, разговорная речь малословна, бедна, социальные проблемы общества.
Связная речь развивается при следующих условиях:
1. Расширение словарного запаса.
2. Формирование грамматического строя.
3. Целенаправленное обучение.
Задачи по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
1. Формировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей.
2. Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составление плана и пересказу по плану.
3. Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания.
Современные образовательные технологии :
1. Рассказы цепной структуры.
2. Синквейн.
3. Мнемотехника.
4. Моделирование.
5. Интерактивные игры
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойствен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Важнейшей единицей такого текста является обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения. Поэтому в основе способа наглядной записи смысловых связей предложений в рассказ – отражение предметных отношений в тексте. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы (примеры рассказ «Рыбалка», «Соня и собака»).
Эффективность применения этой технологии следующая :
1. формирование развёрнутой связной речи;
2. создание у детей устойчивой мотивации к
занятиям;
3. желание анализировать свою и чужую речь;
4. стимуляция усвоения правил смысловой
организации речевого высказывания.
СИНКВЕЙН
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Эффективность применения технологии «синквейна» :
1. получение быстрого результата развития связной речи;
2. быстрый рост словарного запаса;
3. умение составлять ассоциативные ряды;
4. обучение интонационно правильному, выразительному, эмоциональному чтению своих произведений;
5. совершенствование анализа и синтеза;
6. закрепление знаний о словах-предметах, признаках и действиях;
7. обучение думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
8. неиссякаемый источник для творчества детей и взрослых.
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греч. «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.
Основные задачи мнемотехники :
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы;
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Мнемосхемы используют:
• для обогащения словарного запаса;
• обучение пересказу;
• составление рассказов;
• разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
• отгадывание загадок.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Рассматривание таблицы.
2. Перекодирование информации (преобразование из абстрактных символов в образы)
3. Отработка метода запоминания (пересказ, рассказ, чтение)
Заучивание стихотворения «Апрель»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Пересказы сказок
Мнемозагадки:
«Само с кулачок, круглый бочок!
Тронешь пальцем гладко, а откусишь – сладко!»
«Синий домик у ворот
Угадай кто в нем живет?
Дверца узкая под крышей
Не для белки, не для мыши!
В эту дверь приходят вести
Полчаса проводят вместе!
Вести долго не сидят,
Во все стороны летят!»
Составить рассказ о зиме по плану-мнемотаблице
1. Какое время года?
2. Как зимой выглядит земля?
3. Что происходит с деревьями зимой?
4. Рассказ о солнце зимой.
5. Что люди делают со своими домами зимой?
6. Изменения в жизни птиц.
7. Изменения в жизни животных.
8. Какую одежду носят дети зимой?
9. Занятия детей.
Эффективность применения приема мнемотехники :
1. расширяется круг знаний об окружающем мире;
2. появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
3. появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
4. словарный запас выходит на более высокий уровень;
5. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
Образовательный портал «МЕРСИБО»
Проект «Мерсибо» был запущен в феврале 2013 года с 30 развивающими играми и небольшим штатом сотрудников.
С тех пор "утекло немало воды", и сегодня на сайте уже более 300 развивающих игр различной тематики, этот портал используют для занятий десятки тысяч родителей и детских специалистов по всей России, СНГ и ближнему зарубежью, а вебинары по интерактивному обучению насчитывают тысячи участников.
Над проектом работает отличная команда, что обеспечивает качество, безопасность и увлекательность интерактивных игр, а также игровые
программисты, аниматоры, художники, тестировщики, приглашенные эксперты и детские специалисты участвуют в производстве игр.
Варианты игр:
- развивающие игры онлайн;
- развивающие игры на дисках, флешках, настольные иры;
- вебинары для детских специалистов.
Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, учатся считать — это развивающая часть игр. Над ней работают детские специалисты и этим игры отличаются от обычных развлекательных игр.
Игры продуманы до мелочей: Баба Яга говорит «жутким» голосом, в играх для малышей персонажи крупные и яркие, в конце игры ведущий похвалит ребенка.
Игры для развития связной речи :
1. Игра «Кто что делает?»
Цель: научиться понимать, что делает герой, и описывать его действия
Правила: ребёнок с помощью взрослого выбирает героя и говорит, что делает бабочка, енот и осьминог.
Рекомендации: в процессе игры можно предложить детям повторить действия героев. Тогда необходимо озвучивать и свои действия, и действия героев игры.
2. Игра «Что сначала»
Цель: составлять рассказ по серии картинок.
Правила: щёлкая картинки, их необходимо расставить в правильном порядке, затем ребёнку надо составить рассказ по полученному сюжету.
Рекомендации: игру можно использовать во время обследования связной речи.
3. Игра «Сочиняю на ходу»
Цель: научиться составлять рассказ, выбирая разных героев, а затем пересказывать его
Правила: ребёнку надо составить рассказ из нескольких предложений, на каждом этапе он делает выбор героя или места действия.
Рекомендации: на заключительном этапе игры ребёнку необходимо пересказать получившуюся историю, опираясь на картинки.
4. Игра «Наши превращения»
Цель: познакомить детей с многообразными ролями, которые мы выполняем в различных жизненных ситуациях.
Правила: слушая историю гражданина Кулебякина, ребенок должен выбирать правильный ответ для определения его жизненных ролей.
Рекомендации: игра поможет детям сориентироваться во множестве ролей, которые мы играем в жизни, а также значительно расширит словарный запас, играть можно с друзьями, отвечая на вопросы по очереди.
ЛЕПБУК
ЛЕПБУК - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по определенной теме.
Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала,
который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы.
Виды лепбуков:
- энциклопедические;
- тематические;
- по образовательным областям;
- поздравительные.
Эффективность применения интерактивных игр:
1. повышение речевой активности детей (особенно содержательности и связности монологической детской речи)
2. обогащение словарного запаса по лексическим темам;
3. формирование грамматического строя речи;
4. развитие психических процессов, особенно мышления;
5. повышение мотивации детей, воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности,
ответственности.