МААМ-картинки

Инклюзивное образовательное пространство Мкоу Мамоновской СОШ. Предварительные итоги и перспективы развития

Юлия Наливайко
Инклюзивное образовательное пространство Мкоу Мамоновской СОШ. Предварительные итоги и перспективы развития
▼ Скачать + Заказать документы

В 2018 г наша школа вступила в региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве НСО». Для чего и зачем? Это было осознанное управленческое решение. В нашей школе всегда был большой процент обучающихся с особенностями развития в 80-е годы были классы выравнивания, в 90-е коррекционные классы.

На данный момент в нашей школе обучается 32 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (15%).

Публикация «Инклюзивное образовательное пространство Мкоу Мамоновской СОШ, Предварительные итоги и перспективы развития» размещена в разделах

Зависит ли качество образования от инклюзии?

Сравнение качества образования в инклюзивных и не инклюзивных классах (2018г.)

класс 1 2 3 4а 4б 5 6 7 8 9 10 11 всего

Кол-во уч. 27 23 26 21 13 24 14 20 22 12 8 5 215

% качества - 13 19 29 23 25 21 21 9 25 0 20 17

- 4 5 6 3 6 3 4 2 3 0 1 37

% ОВЗ 8 8 4 5 38 13 29 37 5 0 0 0 14

Данные не однозначны.

Сравнение процента качества образования и процента инклюзивного включения обучающихся по годам

год 2015 2016 2017 2018

Кол-во уч. 165 185 195 215

% качества 23 21 20 17

43 42 42 37

% ОВЗ

10 10 14 14

17 18 27 30

Из диаграммы видно, что при росте обучающихся с ОВЗ идет снижение качества образования. На протяжении ряда лет процент качества образовательной деятельности варьируется в пределах 17 - 23% (последние 10 лет). Он достаточно низок и попадает в разряд тревожных показателей. В 2019 году, благодаря вступлению в программу и мероприятий, которые были осуществлены, удалось нарушить эту тенденцию: процент обучающихся с ОВЗ вырос, процент качества незначительно увеличился.

В целом по школе обучающихся с высокими показателями ВПФ ( высших психических функций: памяти, внимания, мышления) достаточно мало.

Сравнение процента обучающихся, имеющих высокие показатели ВПФ и процента качества успеваемости по классам (2018г.)

класс 2 3 4а 4б 5 6 7 8 9 10 11

ВПФ (выс) 13 13 10 15 28 13 21 20 23 0 20

%кач. успев. 13 19 29 23 25 21 21 9 25 0 20

Процент качества соизмерим или несколько выше процента высоких показателей ВПФ. Исключение, как правило, составляют 5 и 8 класс, что объяснимо возрастными особенностями.

Но есть и недоработки в сфере социальной адаптации и личностного развития (обучающиеся с проблемным поведением). Обучающихся с низкими показателями ВПФ от 30 до 53%. Это обучающиеся со статусом ОВЗ, либо слабоуспевающие обучающиеся, балансирующие на грани не успеваемости.

Сравнение процента обучающихся, имеющих низкие показатели ВПФ и процента обучающихся с ОВЗ по классам (2018г.)

класс 2 3 4а 4б 5 6 7 8 9 10 11

ВПФ В13/

Б49/Н38 В13/

Б39/

Н48 В10/

Б60/

Н30 В15/

Б35/

Н50 В28/

Б40/

Н32 В23/

Б33/

Н44 В21/

Б26/

Н53 В20/

Б40/

Н40 В23/

Б46/

Н31 Б50/

Н50 В/20

Б60/

Н20

% ОВЗ 8 4 5 38 13 29 37 5 0 0 0

Мы видим проблему не в инклюзии, а в увеличении процента обучающихся с ОВЗ в инклюзивных классах, а также, в увеличении процента обучающихся с низкими показателями ВПФ. На данном этапе перед нами стоит проблема дифференциации работы на каждом урочном занятии с детьми с нормой и с ОВЗ при большом количестве обучающихся с ОВЗ в классе (29, 37, 38%) в этом случае дети с нормативным развитием вынуждены работать в режиме обучающихся с ОВЗ.

Один из путей решения: открытие классов обу3чения по адаптированным программам. С 2019-2020 уч. года будет открыт 8Б класс по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ ЗПР.

Психологическая диагностика классов и ее анализ позволяют не только спрогнозировать, но и выстроить траекторию обучения детей. При значительно низких показателях работа нацелена на уточнение образовательного маршрута через ТПМПК. При сниженных, проводится педагогическая и психологическая коррекция. Мы считаем, что обучающимся, с низкими показателями ВПФ после 9 класса целесообразно продолжать обучение в колледжах и училищах разной направленности. Но, к сожалению, родители и обучающиеся не всегда прислушиваются к рекомендациям педагогов, что создает реальные риски при сдаче ЕГЭ.

С обучающимися и с родителями ведется систематическая работа: дополнительные предметные занятия, консультации, однако часть родителей так и не дают свое согласие на прохождение ТПМПК, часть уходят в другие школы, затем возвращаются и время бывает упущено, часть приходят из других школ в 7, 8 классах. Здесь остро стоит вопрос преемственности между образовательными учреждениями.

Наша задача данных обучающихся вывести на уровень базовых знаний, а также ввести

их в ситуацию успеха путем включения в активную внеурочную и кружковую работу.

Сравнение процента обучающихся, имеющих низкие показатели ВПФ, процента обучающихся с ОВЗ и процента обучающихся, занятых в спортивных кружках и секциях по классам

класс 2 3 4а 4б 5 6 7 8 9 10 11

ВПФ (Н) Н38 Н48 Н30 Н50 Н32 Н44 Н53 Н40 Н31 Н50 Н20

% ОВЗ 8 4 5 38 13 29 37 5 0 0 0

% уч. в кружках 42 54 47 54 29 57 42 59 67 62 40

Из диаграммы можно увидеть достаточно высокую занятость. Мы стараемся отследить и привлечь каждого ребенка.

Данная стратегия дает свои результаты. В 2018 году наша школа заняла первое место в районной спартакиаде школьников Маслянинского района. Девять наших обучающихся заняли призовые места на региональном уровне, трое на всероссийском уровне.

Успешность обучающихся с низкими показателями высших психических функций в спортивной и внеурочной деятельности позволяет мотивировать обучающихся не только на достижение успеха в данных областях, но и на повышение мотивации, повышение качества обучения. Ребенок должен быть успешен хотя бы в одной жизненной нише и затем, он эту успешность переносит на другие виды деятельности. Он учится побеждать, достигать поставленных целей, привыкает жить в поле психологической готовности достигать большего.

Действительно эффективными также являются пересмотр планирования (выделение главных тем из части «ученик научится») и дополнительные занятия по предметам. Ничего нового мы не придумывали. Это более щадящий режим работы, обязательная опора на алгоритм действия, схемы, опоры, справочные материалы, отработка шаблонных действий.

Очень актуальна проблема четкого оценивания обучающихся с ОВЗ. В нашей школе разработан локальный акт по оценке обучающихся с ОВЗ. Обучающихся с ОВЗ нельзя исключать из общих федеральных и региональных мониторингов, по тем программам, где обучающие получают цензовое образование. Однако отсутствие дифференциации при проведении процедур оценки и оценивании делает этот шаг проблематичным.

На базе ОО на данном этапе мы координируем промежуточную аттестацию, текущие контрольные работы, метапредметное и личностное оценивание обучающихся как со статусом ОВЗ, так и с условной нормой. При внешней оценке качества образования встает вопрос о несогласованности действий. Представляю вашему вниманию ряд таблиц из которых видно, что режим ГВЭ более щадящий, чем режим ОКО и НИКО.

Сравнение результатов абсолютной успеваемости внешней оценки качества образования по математике классов 2018 г.

Иными словами абсолютная успеваемость по ГИА стопроцентная, по ОКО и ВПР от 40 до 80%. Если процесс ОКО школа контролировать и менять не может, то процесс ВПР в плане организации предполагает некоторую свободу выбора. В локальном акте нашей школы прописано увеличение времени для обучающихся с ОВЗ в два раза, а также адресная помощь.

У обучающихся вызывает трудность не только объем, но и формулировка заданий. При последующем разборе работ бывает достаточным посильное разъяснение заданий, перефразировка, уточнение. Ряду обучающихся требуется опора на формулы и схемы, ряду косвенная или прямая подсказка.

Теоретически если есть четко прописанные программы обучения для обучающихся с ОВЗ, то и критерии оценки, условия выполнения работ так же должны быть разработаны по программам обучения (т. е. оценивание обучающегося по программе 7.1, должно отличатся от оценивания обучающегося по программе 7.2 и т. д.).

Что мы предлагаем :

1. Составление контрольных работ по общему алгоритму, с опорой на спецификацию ВПР, переход на накопительную систему оценивания, где каждое задание имеет балльный вес, пересчет баллов в процент выполнения работы, перевод процентов в оценку.

2. Разработку условий организации аттестации: увеличение времени и опора на схемы (7.1, 7.2 – плюс посильная помощь, в к/р обязательно задания с выбором ответа.

Требования к к/р

Задания базового уровня Требования к условиям аттестации Требования к оцениванию

«порог» зачета («удовлетворительно») Итоговая аттестация

5.1 задания с выбором ответа увеличение времени и опора на схемы 30% ГВЭ

5.2 задания с выбором ответа увеличение времени и опора на схемы, помощь 30% ГВЭ

7.1 задания с выбором ответа увеличение времени и опора на схемы 30% ГВЭ

7.2 задания с выбором ответа увеличение времени и опора на схемы, помощь 30% ГВЭ

8.1 задания с выбором ответа

увеличение времени и опора на схемы, помощь 30% технология, защита проекта

8.2 в соответствии с СИПР

в соответствии с СИПР

Уровни освоения (выполнения) действий/операций в соответствии с СИПР

8.3 в соответствии с СИПР в соответствии с СИПР Уровни освоения (выполнения) действий/операций в соответствии с СИПР

8.4 в соответствии с СИПР в соответствии с СИПР Уровни освоения (выполнения) действий/операций в соответствии с СИПР

3. Апробацию «Карты оценки личностных результатов», оценивание ребенка с самим собой, сопровождение социализации обучающихся с ОВЗ9разработана в 2018-2019 уч. г.).

4. Разработку «Системы профориентации МКОУ Мамоновской СОШ»

Вступление в региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве НСО» позволило нам скоординировать работу администрации, педагогов и узких специалистов, совершенствовать нормативно-правовую базу ОО в инклюзивном пространстве, повысить квалификацию педагогов, обмениваться опытом с другими инклюзивными школами.

Заместитель директора по УВР

МКОУ Мамоновской СОШ Наливайко Ю. И.

Деятельность по результатам мониторинга инклюзивного пространства :

1. Выполнение управленческих решений по итогам мониторинга 2018 года:

Решения Исполнение Проблемы при исполнении

1. Участие педагогов в стажировочных площадках, семинарах, курсах повышения квалификации по работе в инклюзивном пространстве;

- Приняли участие в 5 стажировочных площадках; Приложение 1

- Прошли курсы повышения квалификации по работке в инклюзивном пространстве 7 педагогов;

- Приняли участие в 8 мероприятиях, 5 педагогов см Приложение 2 нет

2. Корректировка стратегии деятельности школы и педагогов в свете инклюзивного обучения в принятии общих идей и траекторий образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ.

- Была пересмотрена внутренняя система оценки качества образования;

- Разработаны нормативные правовые акты по сопровождению инклюзивного образования;

- Приведены к общему соответствию предметные программы, коррекционные программы специалистов; Несовершенство НПБ муниципального, областного и федерального уровней

3. Выработка общей системы оценивания, планомерная работа над формированием УУД, мотивацией школьников, сплочению коллектива.

- Разработан нормативный акт «Положение

о текущем контроле и системе оценивания обучающихся с ОВЗ»;

- Сформирован фонд оценочных средств для обучающихся с ОВЗ;

- С целью формирования УУД разработаны междисциплинарная программа «Стратегия смыслового чтения» (1-4, 5-9 классы); Основы проектной деятельности (1-4 классы) Проектная деятельность (5-9 классы);

- для работы по формированию мотивации обучающихся усовершенствована профориентационная работа;

- педагог-психолог проводит тренинги, а классные руководители общеклассные мероприятия, направленные на сплочение детских коллективов; Несовершенство НПБ муниципального, областного и федерального уровней

4. Тренинги саморегуляции для педагогов, направленные на профилактику профессионального выгорания.

Наш коллектив принял участие в командном тренинге «Профессиональное выгорание педагогов: пути решения», организатор ГБУ НСО "Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», начальник отдела психолого-педагогического сопровождения замещающих семей Сиренко Любовь Алексеевна. Необходимы внутришкольные тренинги

5. Работа с родителями: классные собрания, круглые столы, тренинги, общие мероприятия с привлечением родителей.

- проведены 2 общешкольных родительских собрания, 24 классных собрания, по формированию инклюзивной культуры и информированию родителей о ходе проекта;

- ежемесячно проходят общие мероприятия с привлечением родителей (2-3 мероприятия в месяц) Необходимы родительские тренинги с узкими специалистами

Проблемные зоны, выявленные в результате мониторинга 2019 года:

Проблема и ее причина Пути решения Прогнозируемый результат (2018-2019гг) Риски

Низкий уровень сформированности регулятивных УУД Проведение консультаций для учащихся, имеющих проблемы и испытывающих трудности в обучении, коррекционные занятия с узкими специалистами Повышение процента общей и качественной успеваемости

Низкая мотивация обучающихся, индивидуально-психологические особенности

Низкий уровень сформированности коммуникативных УУД Вовлечение во внеурочную и кружковую работу, волонтерское движение, в РДШ, консультации и занятия с узкими специалистами Коррекция коммуникативных и регулятивных УУД Социально-нейтральная среда

Несовершенство НПБ корректировка нормативно-правовой и методической базы для инклюзивного обучения детей с ОВЗ, разработка программы ППС сопровождения инклюзивного обучения Создание оптимальных условий для обучения детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве Увеличение процента обучающихся с ОВЗ (в 1 классе 2019-2020 гг. – предположительно 5 обучающихся с ОВЗ)

Низкий уровень педагогической компетентности родителей Тематических родительских собраний недостаточно, необходим психолого-педагогический тренинг по повышению педагогической компетентности родителей Повышение педагогической компетентности родителей Инертность родительской общественности

Профессиональное выгорание педагогов Внутришкольные тренинги, корпоративные мероприятия Снижение профессионального выгорания педагогов Увеличение нагрузки

Управленческие решения по результатам мониторинга 2019 года:

7.1 Для оптимального распределения нагрузки введение в штат специалистов (педагог – психолог, логопед, социальный педагог);

7.2 Для совершенствования профориентационной работы и повышении мотивации обучающихся разработка новой концепции преподавания предмета «Технология»;

7. 3 Для корректировки регулятивных УУД и коммуникативных УУД:

- актуализация приемов работы по формированию данных УУД в урочной и внеурочной деятельности,

- проведение заседаний МО и методсовета школы, педагогического совета по данной тематике;

- корректировка программы развития УУД в ООП школы на всех уровнях образования;

7.4 Корректировка нормативно-правовой и методической базы инклюзивного обучения детей с ОВЗ, разработка программы ППС сопровождения;

7.5 С целью повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива участие педагогов в стажировочных площадках, семинарах, круглых столах и т. д. ;

7.6 С целью повышение педагогической компетентности родителей разработка и проведение психолого-педагогических тренингов;

7.7 С целью корректировки профессионального выгорания педагогов перераспределение нагрузки, разработка и проведение тренинга саморегуляции педегогов, проведение корпоративных мероприятий, разработка и внедрение программы оздоровления педагогического коллектива (совместно с профсоюзом).

Приложение 1

Активность школы в сетевом взаимодействии.

За 2018-2019 уч. год проведено 0 стажировочных площадок инклюзивных школ, в которых приняло участие 0 педагогов из других школ.

Педагоги МКОУ Мамоновской СОШ 15 (человек) приняли участи в 5 стажировочных площадках других школ.

№ Дата СП ИШ Тема и форма проведения

мероприятия в рамках СП ИШ Сокращённое

наименование ОО,

проводившей СП Кол-во

педагогов ОО –

участников СП

1 19.10.2018 СП «Развитие личности обучающихся с ОВЗ через формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности» МКОУ Шайдуровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г. И. Выглазова Сузунского района 2

2 27.02.2019 Стажировочная программа «Проекты без границ» МКОУ Болтовская СОШ Сузунского района 4

3 04.12.2018 Семинар-практикум «Формирование коммуникативных УУД и базовых ценностей у детей с ОВЗ через проектную деятельность» МБОУ Маслянинская СОШ №3 6

4 12.03.2019 Областной семинар «Современное учебное занятие. Психолого-педагогические аспекты» МБОУ Маслянинская СОШ № 1 7

5 15.04.2019 Практический семинар «Современное учебное занятие. Проблемы и перспективы достижения метапредметных результатов в обучении» МБОУ Маслянинская СОШ № 1 10

Приложение 2

Педагоги МКОУ Мамоновской СОШ 5 (человек) приняли участи в 8 стажировочных площадках других школ, семинарах, круглых столах и пр.

№ Дата СП ИШ Тема и форма проведения

мероприятия в рамках СП ИШ Сокращённое

наименование ОО,

проводившей СП Кол-во

педагогов ОО –

участников СП

1 15.02.2018 Межрегиональный научно-практический семинар «Инклюзивное образование детей с аутизмом : право, цели, смыслы» ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

1

2 24-25.05.2018 Международный семинар «Основы альтернативной и дополнительной коммуникации» в рамках проекта «Сибирская инициатива по инклюзии в Сибири» Красноярскская РМОО Центр Сотрудничество» 1

3 24.10.2018 Межрегиональный семинар «Технология поддержки школ, находящихся в сложных условиях. Опыт регионов.» Проектная сессия №5 «Инклюзия как риск : управление качеством образования детей с ОВЗ в массовой школе» Минобр НСО, НИПКиПРО, ОЦДК, 1

5 08.11.2018 7 Всероссийская научная школа с международным участием «Качество образования в инклюзивной школе : опыт, проблемы, стратегические и тактические решения» Минобрнауки России, НГПУ 1

6 10.12-19.12.2018 Курс обучения Теория и методика реабилитации лиц с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна и слабовидящие посредством занятий горными лыжами и роллер спортом», инструктор терапевтического спорта «Лыжи мечты» Центр социальной помощи и адаптации «Лыжи мечты» 1

7 14.03.2019 Региональный круглый стол «Практика тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) образовательной организации» Учебная Сибирь 2019 1

8 14.03.2019 Форсайт-сессия «Специальная (коррекционная) образовательная организация как ресурс для реализации программы профориентации, профессионализации обучающихся с ОВЗ, в том числе инклюзивно» Учебная Сибирь 2019 3

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Шахматное образование в сельском ЦДТ: проблемы и перспективы развития МБОУДО ЦДТ с. Красногорск МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области Методист Жевлакова Виола Павловна Тема: «Шахматное образование.

Опыт работы «Ребёнок, родитель, педагог — единое образовательное пространство» Щеплыгина Татьяна Анатольевна Воспитатель МАДОУ детский сад «Огонек» Ребёнок, родитель, педагог - единое образовательное пространство Семья.

Итоговое родительское собрание «Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы»Итоговое родительское собрание «Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы» 23 апреля 2019 года в группе №6 «Солнышко» прошло родительское собрание на тему: «Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы». Цель.

Педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи» «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» В. А. Сухомлинский Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на педагогический диспут на.

Реализация межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района — вектор осознанного выбора профессий» Шмидт Елена Михайловна, Красноярский край, Ирбейский район, управление образования администрации Ирбейского района, ведущий специалист,.

Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района»Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района» Е. М. Шмидт, старший воспитатель, Ирбейский д/с № 2 "Солнышко", Ирбейский район. Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое.

Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования дошкольников и учеников начальной школы «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста».

Современное образование: проблема и перспективы развития Экономика нашей страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности.

Тезисы проекта «STIAM-пространство в ДОУ — единое образовательное пространство» Тезисы к выступлению на IX региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Ольга Печникова Современный мир.

Виртуальное образовательное пространство в развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы) Информатизация сферы образования приобретает огромное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образовательное пространство Мкоу Мамоновской СОШ. Предварительные итоги и перспективы развития
Опубликовано: 22 октября 2019 в 18:59
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образовательное пространство Мкоу Мамоновской СОШ. Предварительные итоги и перспективы развития» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Наливайко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД