Елена Кудряшова
Виртуальное образовательное пространство в развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальное образовательное пространство в развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы
Информатизация сферы образования приобретает огромное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Публикация «Виртуальное образовательное пространство в развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста обогащают его знания, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.
Использование возможностей ИКТ дает возможность получить интересную информацию, быстро обработать ее, выполнить быструю смену дидактического материала, что способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, повышает качество обучения и воспитания, формирует информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации, делать выводы, самостоятельно добывать информацию.
Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.
Для обогащения информационного поля воспитанников я активно использую электронные базы и коллекции (иллюстрационный и фотоматериал по темам занятий, конспекты занятий и сценарии праздников и досугов, презентации по темам занятий, обучающие мультипликационные и видеофильмы. Это разнообразные электронные базы в сети Интернет, а также материалы, созданные мною самостоятельно.
В настоящее время для разнообразного представления электронного материала воспитанникам я использую телевизор, магнитолу, находящиеся непосредственно в группе, а также компьютер, цифровой фотоаппарат для создания собственных наработок дома.
Использование телевизора помогает решить дефицит наглядных пособий (демонстрационного материала, вызвать интерес и желание трудиться на занятиях, задействовать визуальный и аудиальный каналы восприятия (что позволяет лучше усвоить материал, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы воспитанников.
На протяжении 2 лет (средняя и старшая группа) я являлась руководителем кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно».
В одноименной дополнительной образовательной программе мною предпринята попытка гармоничного сочетания многообразных традиционных методов обучения с информационными технологиям (активное использование аудио-, фото- и видеоматериала) для реализации через них содержания тем, которые являются обязательной частью содержательного компонента кружковых занятий для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач программы.
В начале организации работы кружка я использовала самые простые задания, которые могут быть использованы и при наличии соответствующих бумажных дидактических материалов аналогичного содержания. Но материалы, поданные на экране телевизора, крупнее, эстетичнее, могут быть доработаны, усложнены.
Например:
-дидактическое задание «Назови признаки осени»- подобран материал, на котором представлены практически все признаки осени и у каждого из ребят была возможность назвать хотя бы один признак, поэтому ребятам было интересно находить и называть осенние признаки, не хотелось упустить ни одного;
-дидактическое упражнение «Четвертый лишний»- возможно использование готовой иллюстрации из сети Интернет, но т. к. зачастую такие иллюстрации предполагают только один правильный ответ, а мне хотелось активной мыслительной деятельности воспитанников, то пришлось готовить такие задания самостоятельно (с возможностью нескольких правильных вариантов ответов);
-дидактическое задание «Найди отличия»- правило при выполнении задания: не показывать, а называть отличия словами, использовать словосочетания «верхняя картинка», «нижняя картинка». Задание можно усложнить переворотом нижней картинки, выполнить его тогда становится труднее;
-дидактическое задание «Какие подарки положит в мешок Дед Мороз»- цель задания: назвать, какие предметы положит в мешок Дед Мороз с синим мешком, а какие – Дед Мороз с красным мешком (установка: они кладут в мешки игрушки того же цвета, какого у них одежда и мешок) –установка на правильное употребление прилагательных разного рода;
-разгадывание загадок (с нахождением ответа на иллюстрации из нескольких объектов)- например, после разгадывания 6 загадок о морских обитателях (а их на иллюстрации 7, можно спросить: «Кто остался неназванным? Покажите его? Все ли из этих морских обитателей- рыбы? (нет, дельфин, кит- млекопитающие, а вот морской конёк, на которого дети часто указывают, на самом деле является рыбой);
-мнемотаблицы- помогают детям запомнить слова стихотворений (например, порядок перечисления овощей в стихотворении Ю. Тувима (в переводе С. Михалкова) «Спор овощей», а заодно и набор овощей, которые кладутся в овощной суп.
Мнемотаблицы возможно составить к любому стихотворению, запланированному к заучиванию.
Аудиозадания
Набор аудиозаданий достаточно широк и разнообразен:
-загадки (стихотворная загадка, загадка-песенка);
-определение на слух звуков, окружающих нас в повседневной жизни (звуки - плач ребенка, шум моря);
-звуки, несущие в себе познавательную информацию (звуки- запуск ракеты, пение соловья);
-слушание художественных произведений (с одновременным показом иллюстрационного материала или без него);
-двигательные задания (физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика и др.) (физминутка «Раз-два, хлопай, хлопай!», пальчиковая гимнастика «Весёлая мышка»).
Развить познавательный интерес у дошкольников призваны обучающие фильмы (мультфильмы) и виртуальные экскурсии.
Обучающий фильм– это не только продукт медиа-сферы, но и своеобразный вид искусства, обладающий большим развивающим и воспитательным потенциалом; это возможность для ребенка познать мир, изучить принципы и варианты взаимоотношений в обществе, отражение реальной действительности.
В сети Интернет можно найти целые базы, подборки обучающих фильмов (мультфильмов, том числе для дошкольников. Это, например, группа «WseWsem. Развиваем наших деток» (vk.com/ WseWsem, канал WseWsem, группа «Зайкина школа» (ok.ru/ zaykinaskazka, «Зайка Развивайка» (vk.com/ zaykinaskazka).
Тем не менее, иногда случается, что содержание обучающих фильмов не полностью соответствует цели, содержанию занятия. Тогда на помощь приходит умение создавать обучающие фильмы самостоятельно. Так, наблюдая с детьми за снегирями (а этих красивых птиц на так часто можно увидеть на улице города, я пришла к выводу, что воспитанники подготовительной группы знают о них очень мало. Так из проблемы нехватки знаний у детей появился обучающий фильм «Снегири» (подобран фотоматериал, отобрано важное содержание, записаны информационный звуковой файл и файл со стихотворением «Снегири»; материалы оформлены в фильм с помощью программы Windows Live Movie Maker).
Обучающий фильм может получиться и благодаря воспитанникам -мы с ребятами выпустили фильмы «Как появился мордовский народ (легенда)», «Колыбельная, или Сон Умки».
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие проблемных или творческих заданий.
При создании экскурсий я предпочитаю не делать озвучки. Ведь каждый раз может потребоваться новый комментарий к видеофайлу.
Так для занятия по рисованию в старшей группе «В селе построены разные дома» была создана виртуальная экскурсия «Русские дома», в ходе которой внимание детей обращалось на части деревенских домов, форму частей, материал, из которого они строятся, цвет, элементы декора.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста возможно самое разнообразное использование электронных образовательных ресурсов. А творческая инициатива педагога поможет сделать дидактические задания и упражнения интересными и важными для активного развития детей.