Элен Шмидт
Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района»
▼ Скачать + Заказать документы
Е. М. Шмидт, старший воспитатель,
Ирбейский д/с № 2 "Солнышко",
Ирбейский район.
Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района - вектор осознанного выбора профессий» в дошкольных образовательных организациях Ирбейского района.
Актуальность: муниципальный межведомственный проект «Единое образовательное пространство района - вектор осознанного выбора профессий» (далее ЕОПР-ВОВП) реализует задачи Стратегии развития муниципальной системы образования Ирбейского района до 2030 года; одной из задач Стратегии развития МСО является ориентация выпускников на профессии, востребованные в Ирбейском районе, в сельских поселениях.
Публикация «Реализация муниципального межведомственного проекта „Единое образовательное пространство района“» размещена в разделах
Проблема: отсутствие условий в образовательной среде дошкольных учреждений для пропедевтической работы по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста на профессии, востребованные в Ирбейском районе и мест проведения профессиональных проб школьников.
Цель: создание единого образовательного пространства дошкольных учреждений для профессиональных проб школьников и пропедевтической работы с дошкольниками по знакомству с профессиями, востребованными в Ирбейском районе.
Образовательные организации сотрудничают с предприятиями Ирбейского района : КГБУ «Ирбейское лесничество», межмуниципальный отдел МВД России «Ирбейский», сельскохозяйственное предприятие «Дары Малиновки», пожарная часть № 50-Ирбейское, Ирбейский филиал Уярского сельскохозяйственного техникума, индивидуальные предприниматели, управление социальной защиты населения и др. ; на уровне межрайонного взаимодействия- с Уярским сельскохозяйственным техникумом, Канским политехническим колледжем, Канским медицинским колледжем и др.
Более подробно я раскрою вопрос профессиональных проб в профессии педагог дошкольного образования.
В рамках ЕОПР-ВОВП реализуется региональная площадка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ирбейская средняя общеобразовательная школа № 1» имени Героя Советского Союза С. С. Давыдова «Шаг в село через профессию». В школьный проект «Шаг в село через профессию» включились и дошкольные организации, в рамках которого учащиеся на экскурсиях по детскому саду знакомятся со спецификой работы всех сотрудников детского сада. Старшие дошкольники знакомятся со школьной жизнью посредством общения со старшеклассниками в «родных» стенах детского сада. Для формирования «внутренней позиции школьника» возникла необходимость выстроить систему работы между детскими садами и школами. Мы предполагаем, что воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний от старших ребят.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тальская средняя общеобразовательная школа» (далее - Тальская СОШ) 8 лет реализует школьный проект «МоПед» (МОлодые ПЕДагоги, в рамках ЕОПР-ВОВП. Старшеклассники проводят уроки у себя в школе и выезжают в школы, расположенные рядом с поселением, в «таежном кусте». С 2018 года «МоПед» расширил свои рамки и подключил к его реализации детские сады. На методической площадке для педагогов муниципалитета «Презентация опыта работы новых техник и практик обучения. ЛЕГО- конструирование для ДОУ и начальной школы» воспитатели муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Ирбейский детский сад № 2 «Солнышко» (далее - Ирбейский д/с № 2, заинтересовались реализуемым проектом и предложили сотрудничество между образовательными организациями по проведению старшеклассниками познавательной деятельности с применением LEGO-конструкторов и робототехники со старшими дошкольниками. Целью совместной работы стало создание благоприятных условий для прохождения профессиональных проб в профессии педагог (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед). Задачи: создать условия для прохождения учащимися Тальской СОШ профессиональных проб – воспитатель Ирбейского д/с № 2; создать сетевую кооперацию для реализации проекта «МоПед»; содействовать привлечению молодых кадров в педагогическую профессию, через расширение проекта и вхождение его в муниципальный проект «Молодые педагоги земли Ирбейской»; мотивировать педагогов образовательных организаций на повышение квалификации посредством организации стажировочной площадки; создать образовательную среду в дошкольных учреждениях для развития технического творчества дошкольников. Таким образом, данное взаимодействие включается в реализацию еще одного муниципального проекта «Техническое творчество-шаг в будущее».
В рамках договора о сотрудничестве составлен совместный план работы по проведению совместных мероприятий педагогов ОО, учащихся, воспитанников ДОО. Профессиональные пробы проходят один раз в месяц. Первое открытое мероприятие проводят специалисты детского сада: показывают для старшеклассников открытое мероприятие. Педагоги показывают подходы при подготовке и проведении развлечений, организацию и проведение режимных моментов, непосредственно-образовательную деятельность (НОД, внедрение технологии эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры», реализацию долгосрочных проектов ДОО. Вторым мероприятием выступают профессиональные пробы учащихся Тальской СОШ с воспитанниками Ирбейского д/с № 2 в проведении НОД - LEGO конструирование и робототехника. Данный подход, ориентированный на практику проведения учащимися занятий с дошкольниками, стал удачным методом работы с учащимися и воспитанниками ДОО. Он очень интересен и поэтому детям (учащимся и дошколятам) проще воспринимать новые сведения, процесс работы становится более результативный. Учащиеся объясняют старшим дошкольникам как управлять лого-роботом «Пчёлка», который используется в непосредственно образовательной деятельности. «Пчёлка» откликается на управляющие команды: двигается вперед - назад, поворачивается направо - налево. Задавая команды и проектируя траекторию движения, необходимо провести робота до желаемой цели. Мини-роботы имеют значительный обучающий потенциал благодаря большому количеству различных дополнительных аксессуаров. Поля-коврики для лого-роботов позволяют организовать увлекательные занятия различной тематики. Лого-роботов можно с успехом использовать при изучении основ математики и развития речи, в ролевых играх и в проектной деятельности.
Ученики получают реальный опыт применения имеющихся у них знаний по LEGO-конструированию и робототехнике, формируют в себе новый опыт, связанный с профессиональной деятельностью педагога. Для дошколят процесс их обучения ребятами старшеклассниками наполнен аспектами новизны в работе с LEGO-конструктором и робототехникой, эмоциональным подъемом. В результате общения со старшими школьниками формируется положительное отношение к школе и снижение уровня тревожности и страха перед школой у выпускников ДОО. Важным для педагогов является новый вид деятельности - наставничество: сопровождение школьников в подготовке и проведении профессиональных проб.
Планируемые результаты:
• 50 % выпускников школы, участвующих в профессиональных педагогических пробах, выберут профессию педагога;
• На 10 % увеличится число выпускников ДОО с положительным отношением к школе и поступлению в школу;
• 30 % ДОО организуют образовательную среду для развития технического творчества.
Критерии результатов:
• Процент выпускников, профессионально сориентированных на получение профессии педагога;
• Процент выпускников детских садов с положительным отношением к школе и поступлению в школу;
• Процент ДОО, которые создали образовательную среду для развития технического творчества.