МААМ-картинки

Педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи»

Марина Конышева
Педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»

В. А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на педагогический диспут на тему : «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями»

Публикация «Педагогический диспут „Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство, Сотрудничество ДОУ и семьи“» размещена в разделах

Мы поговорим о том, каким должно быть сотрудничество ДОУ и семьи на современном этапе развития общества.

Но сначала я познакомлю вас с законами диспута :

Диспут - свободный обмен мнениями.

На диспуте все активны. В споре все равны.

Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.

Мимика, жесты в качестве аргументов не принимаются.

Острое, меткое слово приветствуется.

А сначала давайте настроимся на предстоящую работу, создадим себе хорошее настроение с помощью тренинга «Давайте говорить друг другу комплементы». Каждому участнику, по кругу, мы будем говорить комплементы, начинающиеся на первую букву его имени. Например: Анна – активная, артистичная и т. д.

Итак, начинаем.

На протяжении многих лет ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Для одних педагогов была семья, другие отдавали предпочтение общественным учреждениям.

Каково ваше мнение? Что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

Авторы, занимающиеся исследованием проблемы взаимоотношений родителей и педагогов, выявили причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся:

низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса;

непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;

недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

Как вы считаете, какая причина трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями, самая главная?

Да, сложно назвать самую главную причину, потому что они все взаимосвязаны.

Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы

В настоящее время признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»

Что, по вашему мнению, представляют собой понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» между родителями и педагогами?

На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов. Взаимодействие, в свою очередь, представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». ФГОС ДО большое внимание уделяет работе с родителями. В стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, способствовать повышению культуры, педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО - взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. В Стандарте говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм их образования.

Таким образом, основные задачи родительского образования в ДОУ это :

• Формирование у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;

• Формирование представления об этапах развития личности ребенка;

• Выявление принципов взаимодействия между родителями ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Основные задачи ДОУ для работы с семьей :

• Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

• Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;

• Расширение способов и методов работы с родителями;

• Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

• Создать атмосферу общности интересов;

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачей модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ является развитие диалогических отношений «педагог – семья».

Если в общении педагогов с родителями преобладает монологическая ориентация, то от такого общения родитель не будет поддерживать тесный контакт с педагогом.

Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.

Опытные педагоги знают, что в организации работы с родителями необходимо использование современных методов общения (ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.) Они применяются, чтобы дать родителям возможность проявить воспитательную активность по отношению к ребенку.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Уважаемые коллеги! Какие традиционные и нетрадиционные формы повышения уровня педагогической компетентности родителей вы можете предложить?

Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим опросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как

собрания,

• групповые консультации,

• Дни добрых дел,

• тренинги,

• родительские гостиные,

• телефон, почта доверия,

• совместное создание предметно-развивающей среды,

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,

• утренние приветствия и др.

В настоящее время изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Также, общение педагогов с родителями может осуществляться не напрямую, а через газеты, организацию выставок.

Какие формы совместной работы педагогов и родителей могут быть использованы в работе ДОУ?

Совместные мероприятия педагогов и родителей :

– родительские собрания,

– конференции, консультации, беседы,

– вечера для родителей,

– кружки для родителей,

– тематические выставки,

– Попечительский свет,

– встречи с администрацией ДОУ,

– Школу для родителей,

– презентацию ДОУ,

– посещение семей на дому.

Какие формы совместной работы педагогов, родителей и детей могут быть использованы в работе ДОУ?

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

– Дни открытых дверей

– турниры знатоков

– кружки

– викторины

– КВН

– праздники

– семейные конкурсы

– выпуск газет

– концерты

– оформление групп

– благоустройство территории ДОУ

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т. к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

Работаем в подгруппах: словесный портрет

«Детский сад – вчера и сегодня»

Вчера:

Все мы, несомненно, родом из страны детства. А значит – посещали в свое время детский сад. Но пожалуй, нашим мамам и папам жилось намного проще и легче – слово «детский сад» не вызывало у них опасений, сомнений и шквала волнительных вопросов, как у современных родителей. Посещение ребенком дошкольного заведения считалось «обязательной программой» для большинства наших сверстников. «Домашние» дети под неусыпным контролем бабушек были скорее исключением из общих правил. Более того, знакомство малыша с общественной жизнью начиналось чаще с яслей – ведь не будем забывать, что трехлетний декретный отпуск - явление последних лет.

Сегодня:

Сейчас ситуация в корне изменилась – стало одновременно сложнее и интереснее. Возросли потребности и возможности современных родителей – мы уже не отдадим ребенка в любой садик ближе к дому. Каждый нормальный родитель постарается найти такое заведение, где для малыша найдутся интересные обучающие занятия, где его будут развивать и учить, где к каждому ребенку отнесутся с должным уважением и заботой. Появились новые методы и формы образовательной деятельности и подход к системе дошкольного образования в целом.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Таким образом, наш диспут подходит к концу. Надеюсь, вы смогли сегодня почерпнуть для себя что – то новое, переосмыслить свое направление в работе с родителями.

Раздать памятки «Формы взаимодействия ДОУ и родительского сообщества».

Формы взаимодействия ДОУ и родительского сообщества.

Информационно-аналитические формы работы с родителями:

• интервьюирование

• беседы,

опросы

• копилка родительской мудрости

• социологические срезы

Наглядно – информационные формы работы с родителями:

• Реклама ДОУ (буклеты, проспекты, видеопрезентация, стенды)

• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности

• Выпуск газет, журналов

«Телефон доверия»

«Информационные корзины»

• Тематические выставки

• Памятки для родителей

• Экскурсии по ДОУ

• Фотоальбомы групп

Познавательные формы работы с родителями:

• Семинары-практикумы

Педагогические брифинги

• Игровые тренинги

• Дискуссионные клубы

• Родительские гостиные

• Работа сайта

• Творческие мастерские

• Совместные акции

• Индивидуальное консультирование

• Совместная проектная деятельность

• Родительские собрания в форме круглого стола КВН, деловые игры, «Ток-шоу» и т. д

Досуговые формы работы с родителями:

• Конкурсы

• викторины

• выставки

• Дни здоровья

• Клуб выходного дня

• знакомство с профессиями родителей;

• празднование дней рождения;

• выставка семейной коллекции

Публикации по теме:

Консультация «Детский сад и школа — единое пространство развития ребёнка» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор.

Взаимодействие родителей и ДОУ «Детский сад и родители, мы единое целое»Взаимодействие родителей и ДОУ «Детский сад и родители, мы единое целое» Тема «Детский сад и родители, мы единое целое» Задачи: • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; • Объединить.

Детский сад — пространство, облагораживающее человека Быть благодарными нужно не только по отношению к людям, но и ко всему прекрасному, что вас окружает. Штундер М. П. С первых дней пребывания.

Музейно-образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств у дошкольников Музейно – образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств воспитанников Музейная педагогика в настоящее время.

Реализация межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района — вектор осознанного выбора профессий» Шмидт Елена Михайловна, Красноярский край, Ирбейский район, управление образования администрации Ирбейского района, ведущий специалист,.

Родительское собрание с использованием социоигровой технологии «Семья и детский сад, сотрудничество и партнёрство» Авторы: воспитатели Голюдова Ирина Стасисовна Гамаюнова Елена Викторовна Цель: Познакомить родителей с образовательным процессом и особенностями.

Семья и детский сад. Сотрудничество и партнерство. Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и условиями образовательной работы в дошкольном.

Сотрудничество ДОУ и семьи, как средство формирования основ изучения правил дорожного движения детей дошкольного возраста Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. Каждый ребенок.

Тезисы проекта «STIAM-пространство в ДОУ — единое образовательное пространство» Тезисы к выступлению на IX региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Ольга Печникова Современный мир.

Единое образовательное пространство как объект управления кадрами Выступление на Августовской педагогической конференции 2018 года "Единое образовательное пространство как объект управления кадрами" СЛАЙД.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 11:41
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Конышева (УИ 1250597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД