Папки-передвижки

Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования дошкольников и учеников начальной школы

Елена Лиценко
Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования дошкольников и учеников начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы

«Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста».

(Выпускная квалификационная работа)

Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее внутренних компонентов. К таким компонентам можно отнести руководителей, администрацию учреждений, педагогов, родителей и самих детей.

Публикация «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования дошкольников и учеников начальной школы» размещена в разделах

Достичь максимальной эффективности в управлении образовательным учреждением можно, но не только за счет внутренних связей и ресурсов образовательного учреждения, но и за счет его внешних связей с другими социальными институтами. В связи с этим, особенно важной становится задача обеспечения управления в ОУ с целью решения проблем, входящих в зону взаимных интересов субъектов образовательного процесса. [2]

Различные аспекты этой проблемы стали предметом исследования М. М. Поташника [23, с. 352]. Проблемами естественнонаучного образования в разное время занимались ученые : ТА. Агекян, В. А. Амбарцумян, В. И. Вернадский, Б. А. Воронцов-Вельяминов, Л. Э. Гуревич, А. А Гурштейн, М. М. Дагаев, А. И. Еремеева, И. А. Климишин, А. Д. Марленский, И. Д. Новиков и др. Большой вклад в формирование естественнонаучных представлений в современных образовательных системах внесли О. И. Донина, Ф. Ю. Зигель, В. Н. Комаров, Б. В. Кухаркин, Е. П. Левитан, Е. А. Паладянц, Ф. Хойл, С. Хокинг, Е. И. Исаев [11, гл. 7-8] и др. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: А. Дистервега, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского и др. Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований В. В. Зайко, Г. П. Зинченко, СВ. Козина, А. А. Мерка, И. В. Опалевой, Е. Б. Пискуновой, Н. Ю. Румянцева и др. Многие исследования по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по линии гармонического развития дошкольников (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Я. Л. Коломинский, А. Г. Лысюк, Е. А. Панько, Ф. А. Сохина, В. И. Ядешко и др., так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах школы (Н. В. Нагорнов, В. М. Соловьев, Г. А. Цукерман и др.). Философские идеи о связи воспитания с жизнью, с окружающей средой представлены в работах Дж. Дьюи, П. Наторп, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого и др. ; идеи активного воздействия социальной среды в качестве образовательно-воспитательного фактора рассматривали А. Дистервег, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский [35, ст. 270], С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин; основополагающие идеи гуманистической педагогики - СИ. Гессен, П. Ф. Каптерев, К. Манхейм и др. ; положения гуманистической психологии и идеи об интегральных характеристиках личности - Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, и др. ; ведущие идеи отечественных ученых по проблемам социального воспитания подрастающего поколения - С. А. Беличева, Б. П Битинас, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. П. Гурьянова, В. И. Загвязинский, Н. М. Иовчук, Н. Ю. Клименко, И. А. Липский, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, Л. Е Никитина, М. Н. Плоткин, О. Г. Прохорова, М. И. Рожков, Г. Н., Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина и другие; идеи о междисциплинарности педагогической действительности П. П. Блонский, Л. С. Выготский [7], О. М. Заславская, М,М. Поташник, В. Л Семенов, Я. С. Турбовской; принципы организации образовательно-воспитательной деятельности школьников - В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, М. М. Поташник, Д. Б. Эльконин [45]; теории воспитательных систем - О. С. Газман, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, В. М. Коротов; идеи формирования и функционирования единого образовательного, воспитательного и культурного пространства - Г. А. Абульханова-Славская, А. И. Арнольдов, Б. С. Гершунский, Р. Рамзей, В. И. Слободчиков, Л. А. Шремф, И. С. Якиманская, и др.); теория и практика семейного воспитания - А. И. Антонов, В. Н. Гуров, Г. А. Новокшонова, B.C. Торохтий и др.).[12]

Мы опирались также на проведенные ранее исследования, в которых рассматривались историко-философские (Л. В. Бадя, Т. М. Михайлов и др., государственно-правовые (В. А. Болотов, В. Г. Кинелев, Е. В. Ткаченко и др.) аспекты изучаемой нами проблемы. Важными предпосылками для исследования явились идеи управления социальными процессами, особенно в сфере образования (А. З. Андрейко, Н. И Бутенко, П. И. Третьяков и др.).

Важное значение в изучении психолого-педагогических основ преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой имеют работы П. В. Волкова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, З. И. Калмыковой, Т. С. Комаровой, В. Н Кукушкиной, А. Н. Леонтьева, В. Н. Максимовой, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

В приведенных работах много ценного, полезного. Однако научные знания в них нуждаются в обновлении, дидактической обработке, систематизации и структурировании за счет трансформации современных научных знаний в образовательный процесс. Анализ литературы, состояния проблемы преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в отечественной педагогической теории и практике позволил выявить следующие нерешенные проблемы: недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста; недостаточность опыта сочетания дидактики дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, а также противоречия между: ростом научных знаний об окружающем мире и сложностью их дидактической обработки для малышей, между фрагментарностью естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа» и необходимостью комплексного подхода, итерирующего естественнонаучные знания в различных предметных областях дошкольного и школьного образования; между необходимостью выявления педагогических условий обеспечения преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад — начальная школа» и отсутствием соответствующих методических рекомендаций. [16]

Тема исследования: «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста».

Эффективность управления социально-открытым образовательным пространством в условиях модернизации образования состоит, прежде всего, в долговременности проекта, а также в том, что это - один из наиболее реальных путей прогнозирования развития ДОО и школы, социального окружения, связей с внешним миром, культурного поля. В реальном образовательном пространстве желание вести качественное управление ДОО, не только с позиции самого руководителя, но и с позиции педагогического коллектива нередко не совпадают с возможностями. Поэтому, учитывая данный фактор, возникает необходимость поиска гибких подходов к управлению, в частности, в деятельности ДОО и начальной школы.

Один из инновационных подходов к преемственности ДОУ и начальной школы, организации непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, мы предполагаем, заключается в обновлении целевых, содержательно – процессуальных, результативных компонентов образовательного процесса. Основное проблемное поле заключаются в том, что идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, так как, подготовка детей к школе зачастую рассматривается как раннее изучение программы первого класса и формирование узкопредметных навыков (чтение, письмо, счет). Игнорируется развитие интегративных, личностных качеств дошкольника для осуществления новой «учебной» деятельности, переходящей в универсальные учебные действия в начальной школе. Образование не учитывает колоссального значения сквозных результатов на разных ступенях: дошкольном и начальном общем. К сожалению, детский сад и начальная школа работают в отрыве друг от друга, хотя педагогическое сообщество понимает, что если в дошкольном детстве не заложены личностные качества: инициативность, самостоятельность, активность и др., то на следующих ступенях образования дети не смогут стать субъектами собственного образования.

Вышесказанное актуализирует задачу поиска инновационных подходов к целям и содержанию непрерывного образования в ДОУ и начальной школе в соответствии с требованиями ФГТ (ФГОС ДО) и ФГОС НОО.

Актуальность: Современное дошкольное образование, это многофункциональная сеть ДОУ, которая представляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества. Появились вариативные формы обслуживания дошкольников, положительно зарекомендовали себя образовательные учреждения «начальная школа - детский сад», создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, развитии, обучении детей. Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В системе дошкольного образования существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 06 октября 2009 г № 373.

Современное дошкольное образование призвано развивать фундаментальные интегративные качества ребенка, личностные достижения, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем мире. Основанием для классификации интегративных качеств дошкольника как результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования является выделение сфер развития ребенка, в первую очередь, личностной, физической и интеллектуальной.

Таким образом, личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка, в том числе духовно-нравственное развитие; физические качества – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость, а также антропо - и физиометрические показатели; интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление личностного, социального опыта).

Интегративные качества, формируемые в дошкольном возрасте, не противоречат планируемым результатам начального общего образования в соответствии с ФГОС (предметные, метапредметные и личностные).

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника школы, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

К личностным (ценностным) результатам относятся ценностные ориентации детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные знания, умения, навыки при изучении учебного предмета, специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний:

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы понимали то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

В дошкольном образовании : под предметными результатами в дошкольном возрасте могут считаться те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания конкретных образовательных областей, а также при овладении различными видами детской деятельности; под метапредметными – в первую очередь, универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного развития.

Таким образом, ДОУ и начальная школа должны обозначить инновационные подходы к определению общих целей, задач содержания образования детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом ФГОС. Преемственность целей и задач возможна только при создании непрерывности систем образования. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) для обеспечения сквозных результатов на каждой ступени образования. Идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, что актуализирует данный проект, раскрывающей инновационные подходы к реализации непрерывного образования в ДОУ и начальной школе.

Для успешной реализации идеи непрерывного образования необходимо сетевое взаимодействие и сотрудничество ДОУ, школы, социальных институтов детства. Социально – открытое образовательное пространство способствует формированию коллективной ответственности за настоящее и будущее подрастающего поколения, созданию условий для социально-личностного, духовно-нравственного развития детей на основе их приобщения к семейным, национальным, региональным, общечеловеческим ценностям. Для организации социально-открытого, единого образовательного пространства требуются согласованные усилия многих социальных субъектов : школы, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, учреждений здравоохранения. Значительно расширяя свои горизонты, образование в настоящее время воспринимается не как замкнутая система, а как открытая система, готовая к эффективному и заинтересованному сотрудничеству. Такой подход к пониманию роли образования, в частности ДОУ и школы, в рамках единого образовательного пространства значительно усиливает его потенциальные возможности.

Таким образом, инновационная педагогическая идея исследования состоит в возможности создания социально – открытого образовательного пространства в целях обеспечения преемственности (сквозных результатов) на ступени дошкольного образования и начальной школы.

Цель: Создать социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования, определить современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

• Изучить нормативные, правовые документы, современные образовательные программы и технологии непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста;

• Определить возможности ДОУ, школы, общественного и гражданского сообщества пос. Северомуйск, как участников социально – открытого образовательного пространства, разработать направления взаимодействия в рамках эксперимента;

• Осуществить корректировку и обновление содержания дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС;

• Задействовать мотивационные, кадровые, материальные, финансовые ресурсы социальной инфраструктуры поселка и района;

• Создать психолого – педагогические условия для повышения профессионального уровня и развития социально-педагогической компетентности субъектов социально – открытого образовательного пространства.

Исходя из цели и задач работы, её структура состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения и списка литературы.

Публикации по теме:

Самообразование как важнейшее условие непрерывного роста педагога, мотивированного к саморазвитию Доклад на РМО учителей истории и обществознания Лысогорского муниципального района Саратовской области «Самообразование как важнейшее условие.

Опыт работы «Ребёнок, родитель, педагог — единое образовательное пространство» Щеплыгина Татьяна Анатольевна Воспитатель МАДОУ детский сад «Огонек» Ребёнок, родитель, педагог - единое образовательное пространство Семья.

Фотоотчёт об участии учеников начальной школы в конкурсе рисунков «Зелёная планета»Фотоотчёт об участии учеников начальной школы в конкурсе рисунков «Зелёная планета» В рамках районного этапа Республиканского детского экологического форума «Зеленая планета» в ГОУ ЛНР «Артемовская основная школа № 9».

Педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи» «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» В. А. Сухомлинский Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на педагогический диспут на.

Консультация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников» Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

Реализация межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района — вектор осознанного выбора профессий» Шмидт Елена Михайловна, Красноярский край, Ирбейский район, управление образования администрации Ирбейского района, ведущий специалист,.

Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района»Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое образовательное пространство района» Е. М. Шмидт, старший воспитатель, Ирбейский д/с № 2 "Солнышко", Ирбейский район. Реализация муниципального межведомственного проекта «Единое.

Тезисы проекта «STIAM-пространство в ДОУ — единое образовательное пространство» Тезисы к выступлению на IX региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Ольга Печникова Современный мир.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Виртуальное образовательное пространство в развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы) Информатизация сферы образования приобретает огромное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования дошкольников и учеников начальной школы
Опубликовано: 6 октября 2019 в 16:49
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования дошкольников и учеников начальной школы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лиценко (УИ 1911505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД