НАТАЛЬЯ ЛАСТОЧКИНА
«Игровые приемы при проведении гимнастики, направленной на профилактику нарушений осанки»
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что в общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы физического здоровья, создается фундамент для развития физических качеств, в том числе, координационных способностей. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физическими упражнениями. Особенный интерес вызывает у них утренняя гимнастика, которая является одним из важных компонентов двигательного режима, а её содержание направлено на поднятие эмоционального и мышечного тонуса воспитанников. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно, особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Чтобы удовлетворить природную потребность воспитанников в двигательной активности в детском саду, необходимо ежедневно проводит по утрам зарядки, планировать и использовать в практической деятельности разнообразные формы и варианты утренней гимнастики, как в содержательном плане, так и в методике её проведения. Когда мы составляли комплексы старались соблюдать вариативность; увеличивать двигательный опыт детей в данной группе.
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
В нашем образовательном учреждении созданы все условия для развития предметно–пространственной среды имеется подбор спортивного инвентаря и физкультурного оборудования с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. Разнообразные традиционные и нетрадиционные предметы для проведения ОРУ по количеству воспитанников – резиновые мячи и обручи разного диаметра, кубики, кольца, «косички», флажки, ленты, гантели, гимнастические палки, скакалки, верёвочки и многое другое.
Значение утренней гимнастики, ее задачи
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга. Поток импульсов, идущих в головной мозг во время гимнастики повышает жизнедеятельность организма в целом.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Утренняя гимнастика является действенным средством оздоровления и воспитания детей. вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка, потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Мы стараемся чтобы это полезная привычка сохранилась у наших ребят на всю жизнь.
Существуют разнообразные формы проведения утренней гимнастики
Комплексы утренней гимнастики составляются на основе имеющегося у детей двигательного опыта, на каждый месяц - два комплекса. Все движения предварительно разучиваются во время физической культуры, так как, в комплексы утренней гимнастики можно включать только те упражнения, с которыми дети хорошо справляются. Темп и нагрузка каждого движения должны быть отработаны. Необходимо знать, какую нагрузку следует давать детям при выполнении того или упражнения, ориентируясь на возможность детей.
В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений правильной осанки, а также дыхательные упражнения. Их количество варьироваться.
Методика проведения гимнастики проста. Нужно, прежде всего, правильно дозировать нагрузки, не забывать дать детям отдохнуть после очередного движения, и конечно, придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску. Для придания эмоциональной окраски и с целью привития интереса к физической культуре в целом, используются различные формы проведения утренней гимнастики : сюжетная, образно – игровая, с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями интенсивности, в форме аэробики, круговой разминки, оздоровительно беговая.
1. Сюжетная форма утренней гимнастики проводится в форме двигательного рассказа или сказки («Колобок», «Теремок», «Незнайка», «Любимые игрушки» и т. п.). Двигательный сюжет позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы дошкольников путём нахождения новых форм. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.
2. Образно – игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, прибауток, загадок способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий.
3. Танцевально-ритмическая разминка включает в себя различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения. В конце такой гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен», «Микрофон» и др.).
4. Упражнения аэробики по своей двигательной структуре просты и доступны для дошкольников. Сюда входят общеразвивающие упражнения, разные виды бега и ходьбы, различные прыжки, элементы танца, выполняемые с постепенным увеличением двигательной активности воспитанников, более разнообразно, эмоционально и под ритмичную музыку. Использование в утренней гимнастике упражнений на основе аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой.
5. Утренняя гимнастика на основе подвижных игр носить развлекательный игровой характер, что облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, основных движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В неё включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия («Ровным кругом», «Быстро шагай!», «Поменяемся местами» и др., легкий бег 1,5-2 минуты, построение в круг, пары, колонны, шеренги. Подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей.
6. Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением физической нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды основных движений. На занятиях утренней гимнастики на полосе препятствий обязательно введены специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с о беганием предметов, подлезаниями, пролезаниями и многие другие.
Таким образом, можно утверждать, что утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться эмоционально, выразительно, интенсивно, привлекательно. Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным
В нашем детском саду физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, но этого недостаточно для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия в семье (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т. п.)
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.
Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем и родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду. И родителям предлагается ряд комплекса упражнений для домашней работы.
Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки
Комплекс «Веселый зоосад».
1. «Танцующий верблюд» И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
2. «Забавный медвежонок» И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
3. «Смеющийся сурок» И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2 полу присед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п. 4. «Тигренок потягивается» И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и. п. 5. «Резвые зайчата» И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 подскоки на носках (пятки вместе)
Комплекс с мячом.
1. И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
2 круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
3. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками. 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и. п.
4. И. п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.
движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Комплекс «Встань прямо».
1. И. п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.
1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и. п. 2. И. п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на пояс 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и. п.
3. И. п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться 5-8 вернуться в и. п.
4. И. п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.
1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить (задержаться); 5-8 и. п.
5. И. п. – то же. 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и. п.
6. И. п. - лежа на спине, руки за головой. 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.
7. И. п. – то же. круговые вращения ногами в течение 30 сек. («велосипед»).
Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.
Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки
«Качалка»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!
И. п. : лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.
«Морская звезда»
И. п. : лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
«Стойкий оловянный солдатик»
И. п. : встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
«Самолет»
И. п. : сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.
«Цапля» И. п. : стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Когда цапля ночью спит, На одной ноге стоит. Не хотите ли узнать: Трудно ль цапле так стоять? А для этого нам дружно Сделать позу эту нужно.
«Потягивание»
И. п. : лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.
«Карусель»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
И. п. : сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.
Упражнения и игры для профилактики и коррекции
нарушения осанки
«Ах, ладошки, вы, ладошки!»
И. п. : встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить:
«Ах, ладошки, вы, ладошки! Это нужно для осанки, это точно!
За спиною спрячем вас! Без прикрас!»
Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.
«Покачай малышку»
И. п. : сидя, поднять к груди стопу ноги, обнять ее руками. Укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.
«Танец медвежат»
И. п. — о. с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.
«Птица»
И. п. : лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза.