Ирина Румянцева
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы в течении всего дня пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Педагоги находятся в постоянном творческом поиске новых методов, приемов работы с детьми, для формирования у них интегративных качеств развития личности, рекомендуемых ФГОС.
Публикация «Рекомендации для педагогов „Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Как часто нам, педагогам, необходимо объединить детей в небольшие группы (команды) - во время проведения непосредственно-образовательной деятельности, при проведении различных видов игр и т. д. И, наверное, каждый из нас, хотя бы раз в своей практике сталкивался с проблемой, как быстро и интересно для детей объединить их в нужное количество групп?
В такие моменты очень важно, чтобы между детьми складывались доброжелательные партнерские отношения, проявлялись уважение к мнению другого, умение без конфликтов выполнить условные правила игрового момента, что в дальнейшем поможет реализовать поставленную задачу и вместе порадоваться успехам.
Выбор способа объединения детей в команды (пары, тройки, по четыре, на две команды и т. д.) зависит от цели проводимой деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.
Каждому педагогу необходимо иметь в своей педагогической копилке различные приемы, способы объединения детей в микрогруппы, т. к. их игровая форма дает эффективную возможность дополнительно влиять на динамику проводимой деятельности.
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию игровые способы объединения детей в команды (группы, которые вы сможете использовать в различных видах деятельности с детьми.
1.«Мы похожи или нет?»
С большим интересом дети объединяются по каким-либо признакам внешнего вида, например, по цвету глаз, по цвету волос. Объединение по этим признакам стимулирует мальчиков и девочек внимательно посмотреть друг на друга, увидеть у партнера такие же качества, как у него самого, и сделать «открытие» одинаковости со своими сверстниками, что особенно радует детей, эмоционально объединяет и помогает принять другого как самого себя.
2. «Цветные мячи» (авторский метод)
Педагог раскладывает по групповой комнате цветные мячи (шары – наполнение сухого бассейна).
Дальше возможно 2 варианта объединения детей в группы.
1-ый вариант. На мячах приклеены напечатанные цифры в пределах 10 (два комплекта). Детям предлагается взять по одному мячу.
Если необходимо 2 группы, педагог предлагает детям построиться по голосовой команде «Цифры, стройтесь по порядку!», указав расположение команд справа и слева от себя. Детям необходимо быстро сориентироваться, прислушиваясь к другим детям, определиться со своими соседями – цифрами, и занять правильное место в числовом ряду.
2-ой вариант. Дети объединяются по цвету шаров. В этом случае педагог заранее продумывает сколько команд необходимо, соответственно берется 2, 3, 4 цвета (красный, желтый, зеленый или синий). Важно использовать цветные ориентиры этих же цветов, для быстрого формирования групп.
3.«Разрезные картинки»
При этом способе объединения детей в команды педагог использует иллюстрации к знакомым сказкам, разрезанные на 3, 4, 5 и более частей.
Части картинки лежат на столе изображением вниз, дети берут по одному фрагменту. Педагог предлагает составить из частей целые иллюстрации к сказкам. Таким образом, в конце выполненного задания дети объединяются в группы по использованным фрагментам для составления определенной иллюстрации.
4.«Геометрические фигуры»
Педагог предлагает детям взять (из мешочка, с подноса, из корзинки и др.) геометрические фигуры и объединиться в команды по разным признакам:
- у каждой команды своя геометрическая фигура: круг, квадрат, овал, треугольник и т. д. ;
- одинаковые геометрические фигуры, но разного цвета;
- одинаковые геометрические фигуры, но разной величины;
- разные геометрические фигуры разного цвета.
5.«Полоски бумаги»
Грузовик привозит полоски бумаги различного цвета, длины и ширины.
Педагог предлагает детям взять полоски бумаги и объединиться в команды по разным признакам:
- разной длины, но одинаковой ширины и одного цвета (объединение по длине);
- одной длины, но разного цвета (объединение по цвету);
- одной длины, но разной ширины (объединение по ширине);
- разной длины, ширины и цвета (объединение по цвету) и т. д.
6.«Цветные камешки» (авторский метод)
Дети сидят на ковре (или стульях, с закрытыми глазами, открытой ладошкой. Педагог раздает детям цветные камешки. По звуковому сигналу (например, дудочки) дети открывают глаза и бегут к ведерку по цвету соответствующему цвету их камешка. Таким образом образуется столько команд, сколько необходимо для дальнейшего проведения деятельности с детьми.
Необходимо, заранее обговорить место сбора команды – около ведерка определенного цвета.
7. «Классификация»
Педагог использует картинки по темам:
- дикие и домашние животные;
- птицы (перелетные и зимующие);
- насекомые, рыбы;
- растения (сада и леса);
- растения (поля и комнатные);
- транспорт (водный и воздушный);
- транспорт (пассажирский и спецтранспорт);
- одежда, обувь и т. д.
8. «Чудесный мешочек»
Данный способ объединения детей в группы проводится по аналогии с любимой дидактической игрой.
В мешочек помещаются предметы из различных материалов (металлические, деревянные, пластмассовые и др.). Дети по очереди вытаскивают предметы и пока звучит колокольчик, объединяются в группы по основному признаку предмета – материалу из которого он изготовлен.
9. «Раздели на слоги» (авторский метод)
Данный способ предполагает объединение детей в 3 группы.
На полу разложены карточки с наклеенными в ряд полосками (из цветной бумаги одного цвета) – схема деления слова на слоги, от 1 до 3.
На столе лежат картинки с изображением предметов, названия которых делятся на 1, 2, 3 слога.
Например, слова с 1 слогом: дуб, лес, дом, лук и т. д.
Слова с 2 слогами: ма-як, иг-ла, ли-са, пи-ла и т. д.
Слова с 3 слогами: ав-то-бус, ба-буш-ка ги-та-ра ло-па-та и т. д.
Дети выбирают картинку, определяются с количеством слогов в слове и подходят к нужной карточке – схеме.
Для определения временных рамок выполнения задания можно использовать песочные часы.
10. «Солнышко и тучка»
Этот способ поможет быстро и весело объединить детей в две микрогруппы. Дети встают в круг. Педагог обходит детей по кругу и прикрепляет на спину детей стикеры с изображением тучки, солнышка. На спинки 2 детских стульчиков прикреплены эмблемы солнца и тучки. Стулья стоят в разных сторонах групповой комнаты.
По звуковому сигналу (на выбор педагога) дети начинают активно взаимодействовать друг с другом, для того чтобы узнать, какое изображение находится у него на спине. Затем быстро занимают свое место около стульчика с нужной эмблемой.