Лилия Идрисова
Пальчиковая игра как средство речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В настоящее время можно сказать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
Публикация «Пальчиковая игра как средство речевого развития детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В настоящее время можно заметить, что темпы развития речи у детей существенно снизились. Причина этих изменений кроется в разнообразии современных способов отвлечь ребенка, приобретая различного рода развивающие игрушки, мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. Дети все больше и больше поглощают информацию с экрана телевизора, монитора компьютера, слушают аудио сказки. Кроме того, дошкольники очень редко делают что-то своими руками. Ведь современные игрушки и развивающие игры сконструированы максимально безопасно, но не эффективно сточки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезали и клеили картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками снизили до минимума потребность в повседневном развитии мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчик, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Вот почему пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость. Многие пяти-шестилетние мальчики и девочки с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками; имеют отставания в развитии речи, в то время, как ловко они могут управлять компьютерной мышью или пользоваться сенсорным экраном на планшетных компьютерах, смартфонах.
Пальчиковые игры можно проводить и дома с родителями, и в группе с воспитателями. В ходе многолетних наблюдений и опыта работы с детьми известными педагогами было выявлено что пальчиковые игры способны улучшить произношение многих звуков. Обосновано это тем, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитие кисти рук играет важную роль в формировании головного мозга и становлении речи. Руки ребенка, а именно мелкая моторика рук как бы подготавливают почву для последующего развития речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе, ведь наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется одно особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Потому что школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и его кисти – при чтении и обучении письму. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.
Независимо от возраста, детишки любят игры, в которых они способны выполните те или иные указания. Поэтому родителям советуют не опережать события и предлагать ребенку то, что он может выполнить в силу своего возраста.