Получи документы

Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

мария макшанова
Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". В. А. Сухомлинский

Публикация «Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребёнок пойдет в школу не подготовленным, становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной- и ведёт за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования - наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства! Главный принцип ФГОС - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводится игре. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

Как верно заметил Рубинштейн: " Игра- практика развития". Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Ведущую роль игры в формировании психики ребёнка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. М. Горький, Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин и многие другие). Практические задачи, которые должен решить в игре ребёнок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребёнка, его опытом, знаниями. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Прежде чем раскрыть роль игры в умственном развитии детей дошкольного возраста, напомним о задачах, основными из которых являются:

1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.

2. Развитие умственной деятельности : мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

3. Воспитание познавательных интересов, любознательности.

4. Формирование речи, пополнение и активизация словаря, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.

Первая группа - предметные игры как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей.

Вторая группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. В таких играх дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей :

* сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

* игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

* строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребёнка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.

Основным средством умственного развития детей является дидактическая игра.

В последнее время поиски учёных (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. И. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют их развивающими.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н. по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Введение Игра – основная форма организации жизни.

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Диссеминация.

Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом.

Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» [Игра - основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Отчет по.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра — это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра —.

Эссе «Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июля 2018 в 23:08
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем мария макшанова (УИ 976884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД