мария макшанова
Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". В. А. Сухомлинский
Публикация «Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребёнок пойдет в школу не подготовленным, становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной- и ведёт за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования - наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства! Главный принцип ФГОС - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводится игре. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.
Как верно заметил Рубинштейн: " Игра- практика развития". Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Ведущую роль игры в формировании психики ребёнка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. М. Горький, Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин и многие другие). Практические задачи, которые должен решить в игре ребёнок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребёнка, его опытом, знаниями. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.
Прежде чем раскрыть роль игры в умственном развитии детей дошкольного возраста, напомним о задачах, основными из которых являются:
1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.
2. Развитие умственной деятельности : мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.
3. Воспитание познавательных интересов, любознательности.
4. Формирование речи, пополнение и активизация словаря, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.
Первая группа - предметные игры как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей.
Вторая группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. В таких играх дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей :
* сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
* игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;
* строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребёнка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.
Основным средством умственного развития детей является дидактическая игра.
В последнее время поиски учёных (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. И. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют их развивающими.